Мало было создать хорошую программу, надо было еще заинтересовать спонсоров. К 1940 году 90% от всего дневного коммерческого эфира составляли «последовательные драматические постановочные программы», создаваемые с расчетом именно на женскую аудиторию, на домохозяек. Почему же эти сериалы (пока радиосериалы) назвали «мыльными операми»?
Название «soap opera»,
Прошло время, к рекламе моющих средств добавилась реклама автомобилей для женщин, новых моделей одежды и прочего, а название осталось.
Первой мыльной оперой на ТВ была постановка «Далекий холм» («Faraway Hill»), шедшая в 1946 году на первом в США коммерческом ТВ канале DuMont Television Network. Серии транслировались с октября по декабрь 1946 года. Каких-либо кадров сериала не сохранилось, видеозапись на пленку стала доступна только в 1947 году, уже после окончания сериала. Все серии показывали в прямом эфире, каждый выпуск стоил примерно $ 300. Канал DuMont не выдержал конкуренции и прекратил вещание в 1956 году, но остался в истории развития телевидения Америки.
В начале 1950-х «мыльные оперы» стали основным продуктом сетей телевидения США в дневное время. Правда, со временем общее название сериалов начало ассоциироваться у многих зрителей с программами для некультурной, малообразованной аудитории, для домохозяек.
Простенькие сериалы, такие как «Я люблю Люси» (1951−1957 год), перемежались с детективными вестернами, такими как «Дымок из ствола» (Gunsmoke), для детей была «Лесси» (с 1954 по 1973 год), а для любителей детективов выходил «Перри Мэйсон» (первоначальный сериал шел с 1957 по 1966 год, а в 90-е было доснято продолжение с теми же актерами).
Для любителей музыки был, например, «American Bandstand» — шел с 1952 по 1989 год (!), а для любителей комедии положений шло «Шоу Донны Рид» (The Donna Reed Show) — с 1958 по 1966 год.
Для «Дымка из ствола» я не привел время начала и конца сериала. Дело в том, что он начинался на радио как классическая «soap opera» — многосерийная радиопостановка началась в 1952 году; а с 1955 по 1975 год, в течение 20 лет шел телесериал. Было выпущено 635 серий. Только детективный сериал с расследованиями полиции «Закон и порядок» сумел сравняться с ним в 2010 году, но только по времени в телеэфире, а не по количеству серий. Понятно, что сравнение шло в своей категории — «детективный сериал», классика «мыла» длилась намного дольше.
В апреле 1956 года на американском телевидении появился сериал «Как вращается мир» («As the World Turns»), а заключительная его серия вышла в 2009 году. Вот уж воистину, этот сериал — ярчайший представитель развития телевизионных технологий. Вначале он выходил на экран в прямом эфире. С 1967 года он пошел в записи, наконец — стал цветным. При этом почти все это время актриса Хелен Вагнер играла героиню этого сериала Нэнси Хьюз. Каждый будний день целых 54 года подряд!
Хелен Вагнер попала в Книгу рекордов Гиннесса как актриса, дольше всех исполнявшая одну и ту же роль в одном и том же сериале.
Самая продолжительная мыльная опера — «Путеводный свет» (Guiding Light). В 1930-е на радио была запущена «мыльная опера» «Путеводный свет», шедшая вплоть до 1950 года. Затем ее перевели в телевизионный формат и она выходила с 1952 года вплоть до 2009 года. Было снято 18262 серии, общей длительностью 236.430 минут, или 3940.5 часов (если считать в днях, то более полугода непрерывного показа). Рекорд зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса.
Мыльные оперы можно оценивать по-разному. Но в любом случае, они — слепок времени, в котором они снимались, бесценная информация для потомков о том, как жили и как мыслили люди много десятилетий назад.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...