Перейти к предыдущей части статьи
Казалось бы, не подлежит сомнению, что главной вдохновительницей «Страны чудес» была вполне реальная девочка — дочь оксфордского декана Алиса Плэзенс Лидделл. Именно она попросила своего взрослого друга Доджсона сочинить ей волшебную сказку с «глупостями» во время приснопамятной лодочной прогулки 1862 года.
Именно Алисе Лидделл была посвящена и подарена первоначальная версия сказки — рукописные «Приключения Алисы под землёй». И именно она упоминается в нескольких стихах «Страны чудес» и «Зазеркалья» — таких как «Июльский полдень золотой…», «Дитя с безоблачным челом…» и «Ах, какой был яркий день…» (последний представляет собой акростих, где первые буквы каждой строчки складываются в «Alice Pleasance Liddell»).
Более того, в «Стране Чудес» также присутствуют ссылки на Алисиных сестёр — старшую Лорину и младшую Эдит, которые предстают в образе попугая Лори и Орлёнка.
«[Алиса] даже поспорила с Попугайчиком Лори, который надулся и только твердил:
— Я старше, чем ты, и лучше знаю, что к чему!»
Упоминаются они и в рассказе Сони о трёх сестричках — Элси, Лэси и Тилли, живущих в колодце. Имя Элси образовано из инициалов старшей сестры, чьё полное имя — Лорина Шарлотта (L. C.). Тилли — сокращённое от «Матильда». Пишут, что таким было прозвище Эдит (вот бы узнать, почему?). Ну, а Лэси (Lacie) — это анаграмма, составленная из букв имени «Алиса» (Alice).
Однако если мы углубимся в остальной текст сказки и посмотрим на первые иллюстрации к ней (как самого Кэрролла, так и Джона Тенниела), то неожиданно заметим, что образ книжной Алисы заметно отличается от прототипа героини. Недаром сам Кэрролл впоследствии говорил, что литературный персонаж — полностью вымышленный и не имеет прямого отношения к какой-то конкретной девочке.
Давайте же разберём его подробно. И начну я с возраста…
Возраст Алисы
В «Стране чудес» возраст героини вообще не упоминается, зато в «Зазеркалье» об этом говорится целых два раза. И в разговоре с Белой Королевой (гл. 5), и в разговоре с Шалтаем-Болтаем (гл. 6) Алиса уверенно говорит, что ей «семь с половиной лет».
Учитывая, что мы вдобавок знаем ещё и день, когда происходят события (накануне «Дня Гая Фокса», когда в Англии принято палить костры —
Интересно, что события первой сказки тоже происходят в мае (размышляя о Мартовском Зайце, Алиса говорит: «К тому же сейчас май — возможно, он уже немножко пришел в себя»). Поэтому можно наверняка утверждать, что во время посещения Страны чудес героине было ровно семь лет. Правда, внимательные читатели заметили, что в начале книги погода описана не слишком майской, как для Англии (жара, духота), и больше подходит к тому «золотому июльскому полдню», когда сказка сочинялась.
Возраст Алисы Лидделл тоже не совпадает с возрастом её книжной тёзки — на момент сочинения сказки девочке было не семь, а целых десять лет.
Впрочем, если мы обратимся к фильмам, то там актрисы, играющие Алису, как правило, ещё старше. Режиссёров можно понять. Семилетним детишкам трудно сыграть такую роль, особенно учитывая большие объёмы текста, которые нужно запоминать. Поэтому, как правило, на роль Алисы выбирают подростков — от 13 до 19 лет.
Нередко на эту роль выбирают и более зрелых девушек. Среди подобных «рекордсменок» можно назвать 25-летнюю Кейт Бекинсейл (из к-ф 1998 г.), 26-летнюю Кейт Бёртон (из к-ф 1983 г.), 33-летнюю Мэрил Стрип (из мюзикла 1982 г.) и 39-летнюю Милену Вукотич (из к-ф 1974 г.). Как тут не вспомнить нашу Янину Жеймо, которая в возрасте 38 лет сумела сыграть юную Золушку в фильме 1947 года…
А вот примеров, когда киноактрисы более-менее соответствовали реальному возрасту Алисы, я могу привести лишь три. Первый — это фильм Жана-Кристофа Эверти 1970 г. с 10-летней Мари Вероникой Морен, второй — фильм Гарри Харриса 1985 г. с 10-летней Натали Грегори, и третий — фильм Яна Шванкмайера с Кристиной Кохоутовой (возраст последней точно установить так и не удалось, но на вид ей около 7−9 лет).
Более подробную и полную информацию об актрисах-Алисах и их возрасте вы можете узнать из составленной мною галереи (для того чтобы открыть картинку в реальном размере, пройдите по ссылке под картинкой).
Внешность Алисы
Непросто обстоят дела и с внешностью героини. По сути, из текста мы можем узнать лишь то, что глаза у неё большие, а волосы прямые и длинные.
«Страна чудес» гл.2:
— Во всяком случае, я не Ада! — сказала она решительно. — У неё волосы вьются, а у меня нет!
«Страна чудес» гл.7:
[Шляпник]: — Не мешало бы постричься.
«Страна чудес» гл.12:
«Сначала она увидела Алису — снова маленькие руки обвились вокруг её колен, снова на нее снизу вверх смотрели большие блестящие глаза. Она слышала её голос и видела, как Алиса встряхивает головой, чтобы откинуть со лба волосы, которые вечно лезут ей в глаза».
«Зазеркалье» гл.2:
— Есть тут еще один цветок, который … такой же странной формы, как и ты, — сказала Роза. — Немножко темнее, пожалуй, и лепестки покороче…
— Гладкие, как у Георгины, — подхватила Тигровая Лилия, поворачиваясь к Алисе, — а не такие растрепанные, как у тебя.
— Не огорчайся, ты в этом не виновата, — сказала снисходительно Роза. — Просто ты уже вянешь, и лепестки у тебя обтрепались, тут уж ничего не поделаешь…
Но даже судя по этому скромному описанию, героиня книги не похожа Алису Лидделл. Достаточно взглянуть на её фото, которое Кэрролл вклеил внизу последней страницы своей рукописи (кстати, сначала на этом месте был рисунок автора, тоже изображающий его маленькую подружку). Мы увидим девочку с серьёзным взглядом, тёмными волосами и причёской в стиле «каре» с чёлкой.
При этом авторские рисунки к этой же рукописи изображают нам совсем другую Алису — у неё длинные волосы с пробором посередине, ниспадающие по бокам лица. Биограф Кэролла — Энн Кларк — полагает, что образцом для этих рисунков могла послужить младшая сестра Алисы — Эдит, но это всего лишь предположение.
Зато точно известно, что когда Кэрролл нанял для иллюстрации «Алисы в Стране чудес» профессионального художника Джона Тенниела, то посылал ему в качестве образцов несколько фотографий знакомых девочек. Существует мнение, что среди них могли быть фото Мэри Хилтон Бэдкок и Беатрис Хенли, но документальных подтверждений этому тоже нет.
Так или иначе, по словам Кэрролла, Тенниел категорически отказался рисовать с натуры, заявив, что «она ему так же не нужна, как мне для решения математической задачи — таблица умножения!». Кэрролл считал, что именно из-за этой самоуверенности Алиса вышла у художника непропорциональной — со слишком большой головой и короткими ногами. Тем не менее авторскую просьбу сделать волосы героини длинными и светлыми художник выполнил. Правда, сама причёска изменилась — волосы теперь были зачёсаны назад и падали прядями на спину.
В целом Алиса вышла у Тенниела довольно «кукольной». Единственное, что снижает «няшность» образа — его чрезмерная серьёзность. Героиня на рисунках практически никогда не улыбается, зато нередко выглядит хмурой и насупленной. Видать, «сдобы» не доела…
«Алиса очень обрадовалась, что открыла новое правило.
— От уксуса — куксятся, — продолжала она задумчиво, — от горчицы — огорчаются, от лука — лукавят, от вина — винятся, а от сдобы — добреют. Как жалко, что никто об этом не знает… Все было бы так просто. Ели бы сдобу — и добрели!»
Что касается экранизаций «Страны чудес», то большинство режиссёров предпочитали длинноволосую Алису, а вот цвет волос мог варьировать. Лишь в советских мультфильмах 1981−82 гг. героиня носит такую же чёлку, как и реальная Алиса Лидделл.
Вообще же спектр изображений героини Кэрролла весьма широк — от миленькой блондиночки с котёнком из диснеевского мультфильма до готичной брюнетки с окровавленным ножом из компьютерной игры «American McGee’s Alice».
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...