Перейти к предыдущей части статьи
Для начала попробуем описать домашнее окружение героини. Поразительно, но в тексте Кэрролла нет ни одной строчки о родителях Алисы. Зато героиня постоянно вспоминает свою кошку Дину и очень по ней скучает.
Также мы узнаём, что у Алисы есть старшая сестра и старший брат. Последний упомянут косвенно в сцене встречи с Мышью:
«Алиса считала, что именно так и следует обращаться к мышам. Опыта у нее никакого не было, но она вспомнила учебник латинской грамматики, принадлежащий ее брату».
В книге «Зазеркалье» упоминаются ещё два человека из домашнего окружения Алисы — пожилая няня (гл. 1) и гувернантка, преподающая уроки (гл. 3). Кроме того из разговора с Черепахой мы узнаём, что Алиса посещала и «дневную школу». Всё это свидетельствует о том, что перед нами — девочка из обеспеченной семьи, получающая хорошее образование и знакомая с этикетом — всеми этими реверансами и книксенами.
Судя по тексту, Алиса умеет плавать, играть в крокет и, возможно, в шахматы (по крайней мере, имеет представления о фигурах).
Что касается оценки характера Алисы, то, казалось бы, что может быть проще — ведь Кэрролл сам описал его в статье «Алиса на сцене» («The Theatre», April, 1887):
«Какой же была ты, Алиса, в глазах твоего приемного отца? Как ему описать тебя? Любящей прежде всего; любящей и нежной — любящей, как собака (прости за прозаичное сравнение, но я не знаю иной любви, которая была бы столь же чиста и прекрасна), и нежной, словно лань; а затем учтивой — учтивой по отношению ко всем, высокого ли, низкого ли рода, величественным или смешным, Королю или Гусенице, словно сама она была королевской дочерью, а платье на ней — чистого золота; и еще доверчивой, готовой принять все самое невероятное с той убежденностью, которая знакома лишь мечтателям; и наконец, любознательной — любознательной до крайности, с тем вкусом к Жизни, который доступен только счастливому детству, когда все ново и хорошо, а Грех и Печаль всего лишь слова — пустые слова, которые ничего не значат!»
Всё портит излишне сентиментальный и патетичный тон автора, который в самой сказке присутствовал лишь крупицами. О том, насколько Алиса была «любящей и нежной», судить не берусь. По крайней мере, судя по тексту, она в этом плане не сильно отличается от привычного «девочкового» клише. Как я уже писал, ни родителей, ни сестру, она во время своих путешествий даже не вспоминает.
Особо доверчивой Алису тоже назвать нельзя. Более того — это чрезвычайно рассудительная для своих семи лет девочка, которая никогда не принимает на веру всю ту чушь, которую несут остальные литературные персонажи. Она — островок здравого смысла в море безумия, готовая отстаивать этот здравый смысл до конца.
— Всё равно ты ему только снишься. Ты ведь не настоящая!
— Нет, настоящая! — крикнула Алиса и залилась слезами.
— Слезами делу не поможешь, — заметил Траляля. — О чём тут плакать?
— Если бы я была не настоящая, я бы не плакала, — сказала Алиса, улыбаясь сквозь слёзы: всё это было так глупо.
Мы видим, как Алиса постоянно размышляет об увиденном, пытается всё анализировать — пусть даже её логика порой наивна и ошибочна. Недаром она постоянно ведёт сама с собой пространные внутренние диалоги и даже спорит.
«Она всегда давала себе хорошие советы, хоть следовала им нечасто. Порой же ругала себя так беспощадно, что глаза её наполнялись слезами. А однажды она даже попыталась отшлёпать себя по щекам за то, что схитрила, играя в одиночку партию в крокет. Эта глупышка очень любила притворяться двумя разными девочками сразу».
Как любой нормальный ребёнок, Алиса чрезвычайно общительна — ничто не вгоняет её в такое уныние, как одиночество. Она упорно пытается завязать разговор со всеми встретившимися сказочными персонажами и даже до поры до времени терпит их грубость и высокомерие. Алиса изо всех сил старается быть вежливой, но и не позволяет сесть себе на голову. Она вообще не такая уж пай-девочка, как может показаться. Алиса может быть проказливой, упрямой, дерзкой, зазнающейся.
«…однажды она до смерти напугала свою старую няньку, крикнув ей прямо в ухо: «Няня, давай играть, как будто я голодная гиена, а ты — кость!»
«Ах, вот оно что! — сказала про себя Алиса. — Значит, лезть приходится Биллю? …Я бы ни за что не согласилась быть на его месте. Камин здесь, конечно, невелик, особенно не размахнёшься, а всё же лягнуть его я сумею!»
— А зачем ты уселась без приглашения? — ответил Мартовский Заяц. — Это тоже невежливо!
— Я не знала, что это стол только для вас, — сказала Алиса. — Приборов здесь гораздо больше.
— А это кто такие? — спросила Королева, — указывая на повалившихся вокруг куста садовников…
— Откуда мне знать, — ответила Алиса, удивляясь своей смелости. — Меня это не касается.
«Чёрная Королева посмотрела исподлобья и произнесла:
— Знакомьтесь! Пудинг, это Алиса. Алиса, это Пудинг. Унесите пудинг!
И слуги тотчас же схватили Пудинг со стола, так что Алиса даже не успела ему поклониться.
— Впрочем, почему это одна Чёрная Королева здесь распоряжается? — подумала она и, решив посмотреть, что получится, крикнула:
— Слуги! Принесите Пудинг!»
При этом она всегда готова помочь тем, кто попал в беду, утешить страдающих и заступиться за слабых и обиженных.
— Всё ясно! — произнесла Королева, которая тем временем внимательно разглядывала розы. — Отрубить им головы!
…Несчастные садовники бросились к Алисе за помощью.
— Не бойтесь, — сказала Алиса. — Я вас в обиду не дам.
«Если я не возьму малыша с собой, — подумала Алиса, — они через денёк-другой его прикончат. Оставить его здесь — просто преступление!»
— Нет! — сказала Королева. — Пусть выносят приговор! А виновен он или нет — потом разберемся!
— Чепуха! — сказала громко Алиса. — Как только такое в голову может прийти!
— Молчать! — крикнула Королева, багровея.
— И не подумаю, — отвечала Алиса.
— Рубите ей голову! — крикнула Королева во весь голос.
Никто не двинулся с места.
— Кому вы страшны? — сказала Алиса. (Она уже выросла до своего обычного роста.) — Вы ведь всего-навсего колода карт!
Лично же мне кажется, что самыми главными чертами характера Алисы являются неуёмное воображение и патологическое любопытство. Именно воображение даёт ей (как и её создателю) пропуск в причудливые миры, ту капельку необходимого «безумия», о котором говорил Чеширский кот («Все мы здесь не в своем уме — и ты, и я. …Иначе как бы ты здесь оказалась»). А любопытство всегда побеждает страх и осторожность.
Да, Алиса нередко плачет, оказавшись в одиночестве или сложной ситуации, но при этом почти никогда не мечтает вернуться домой. В этом плане особенно показателен внутренний монолог героини в «минуту слабости», когда она застряла в доме Кролика:
«Как хорошо было дома! — думала бедная Алиса. — Там я всегда была одного роста! И какие-то мыши и кролики мне были не указ. Зачем только я полезла в эту кроличью норку! И всё же… всё же… Такая жизнь мне по душе — всё тут так необычно! Интересно, что же со мной произошло? Когда я читала сказки, я твердо знала, что такого на свете не бывает! А теперь я сама в них угодила! Обо мне надо написать книжку, большую, хорошую книжку».
Ну, что же… О книжке «Алиса в Стране чудес» мы уже поговорили, а в следующий раз поговорим о фильмах.
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...