И случилось это благодаря некоему Андреасу Везалию. Этот бельгиец, учившийся в Париже, очень интересовался секретами строения человеческого тела. Из научного интереса он проводил вскрытия трупов, украденных им с Кладбища невинных. Оно в те времена было изрядно переполнено человеческими останками и пропажу «учебного материала» никто бы не заметил.
Однако тела, взятые из могил, не отличались свежестью и не могли удовлетворить интерес любознательного студента. Чтоб не препарировать полуразложившиеся трупы, находчивый бельгиец додумался делать вскрытия на телах повешенных преступников, которых под покровом ночи воровал прямо с виселицы. Дело науки стоило того риска, на который он шел!
Со временем молодой медик перебрался в Италию, где в Падуе местным судьей ему было позволено делать вскрытия и препарировать тела тех, кто был казнен.
Именно Везалий стал одним из первых, кто поставил под сомнение работы Галена. Он внес правки к его трудам, вызвав самый настоящий скандал в среде ученых. Перед античным ученым все благоговели, и никто из медиков или анатомов не смел усомниться в правоте его утверждений. И вот Везалий бросил своим поступком вызов ученым кругам, раскритиковав труды Галена.
В XVI столетии произошел расцвет интереса общества к человеческой анатомии. Во многих европейских городах открылись анатомические театры. Первый появился в Падуе (1594 год). Его здание существует и по сей день. Один из знаменитейших анатомикумов находился в голландском Лейдене. После посещения этого анатомического театра Петром Великим подобные заведения появились и на территории России.
По своему строению анатомикум напоминал цирк. Центральное место в амфитеатре занималось прозекторским стол, окруженным со всех сторон галереями с местами для желающих посмотреть, как происходит вскрытие. Для придания «Театру смерти» более зловещего вида устроители «украшали» его скелетами, принявшими драматическую позу с табличкой в костяных руках, гласящей о необходимости помнить о смерти.
На представления приходило множество людей. На нижнем ряду устраивались профессора с представителями знатных аристократических фамилий и городской власти, чуть выше были места для студентов-медиков, а самые последние дальние ряды могла занять прочая публика.
Представления в анатомикумах проводились обычно в холодное время года, что объяснялось необходимостью в хорошей сохранности трупов для препарирования. Холодильных установок в те времена еще не существовало.
Во время сеанса звучала музыка, а зрителям предлагались закуски и алкогольные напитки. Само представление воспринималось публикой как нечто увеселительное. В анатомические театры люди приходили всей семьей, даже брали с собой маленьких детей. Многие специально приезжали из других городов, чтобы посетить представление в анатомикуме.
Посещение подобного заведения было необходимо, чтобы прослыть просвещенным человеком, проявляющим интерес к науке. К тому же само вскрытие считалось одним из самых ярких и захватывающих зрелищ для европейской публики Средневековья. Других увеселений для народа, кроме публичных казней, в ту пору не существовало. Анатомикумы считались первейшими достопримечательностями, которые хотели посетить путешественники и богачи.
Представление в анатомическом театре длилось не один день. Первый отводился для вскрытия брюшной полости. Препарировал хирург, наряженный в свои лучшие одежды, надушенный и напомаженный. Второй день отводился вскрытию грудины, третий — черепной коробки.
Цену на билет повышали, если на прозекторском столе оказывался женский труп. Объяснялось это тем, что благодаря вскрытию женского тела можно проникнуть в тайну деторождения.
В XIX столетии эта забава была столь популярна, что трупов буквально не хватало! Свежий покойник для препарирования стоил немалых денег. Модной темой стали похитители трупов, орудующие на кладбищах. Родственники представившихся за отдельную плату нанимали круглосуточную охрану для могилы во избежание ее осквернения.
В Великобритании первой половины XIX столетия прославился некий ирландец по имени Уильям Берк, убивший 17 человек и продавший тела некоему мистеру Ноксу, который зарабатывал на жизнь, давая частные уроки анатомии. Предприимчивый ирландец в паре со своим другом присматривали жертву, затем нападали на нее и душили. После продавали труп профессору.
Однако коварный убийца с подельником был разоблачен и пойман представителями закона. Забавным фактом является то, что убийцу осудили, приговорив к смертной казни через повешение с последующим анатомированием на публике. Это было ужасным наказанием для любого добропорядочного гражданина. Никому не хотелось после смерти очутиться на прозекторском столе в окружении любопытствующей толпы. А вот ученому, покупавшему «страшную продукцию», поставляемую Берком, никакого наказания суд не вынес.
Сегодня вскрытия перестали быть представлением для публики. Происходящее при анатомировании известно лишь тем, кто посвятил свою жизнь медицине.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...