Чтобы добраться сюда, требовалось много времени и сил. Царское правительство этот факт заботил, и в 1803 году решено было организовать длительное кругосветное путешествие (с заходом на Аляску). Это дало бы возможность доставить поселенцам необходимые для них предметы.
В плавание определили два корабля: «Надежда» и «Нева». Первым командовал Иван Фёдорович Крузенштерн, вторым — Юрий Фёдорович Лисянский.
К этому моменту у России было некоторое «отставание» в плане кругосветных экспедиций. И описываемое ниже событие с лихвой это отставание компенсировало, достойно войдя в историю мореплавания.
Русские корабли отплыли из Кронштадта 7 августа 1803 года. Они двинулись по Балтике к Дании, а затем им следовало пройти мимо Канарских островов и добраться до берегов далёкой Бразилии.
В этом путешествии произошло ещё одно небольшое, но знаменательное для нашего флота событие.
26 ноября 1803 года корабли экспедиции впервые в истории русского флота пересекли экватор.
«Надежда» и «Нева» проплыли вдоль побережья Южной Америки, обогнули мыс Горн и вышли в Тихий океан. Тут суда потеряли друг друга из виду. Тогда Лисянский направил «Неву» к острову Пасхи. Такая предварительная договорённость с Крузенштерном на всякий случай была.
«Надежду» удалось встретить возле Маркизских островов. Оттуда суда совместно двинулись в сторону Гавайского архипелага.
Далее экспедиция разделялась.
- Крузенштерн направился в сторону Камчатки (в Петропавловск), откуда ему после отдыха следовало плыть с дипломатической миссией в Японию.
- Лисянский поплыл в сторону острова Кадьяк, то есть к берегам Русской Америки.
До острова Лисянский добрался 14 июля 1804 года. Здесь русские моряки задержались почти на 14 месяцев.
«Нева» доставила русским колонистам в Америке много необходимых вещей. Экипаж русского судна участвовал в восстановлении крепости на острове Ситка. После этого крепость назвали Новоархангельской, и она стала центром Русской Америки.
Кроме того, экипаж «Невы» проводил множество исследований побережья русских владений, благодаря чему была составлена подробнейшая карта изученных мест.
Лишь в сентябре 1805 года, запасшись ценной на мировых рынках пушниной, «Нева» отправилась через океан в Китай, в порт Кантон.
С Крузенштерном удалось соединиться в Южном Китае, в городе Макао. Здесь мореплаватели провели 2 месяца, и результатом этого явилось укрепление дипломатических и торговых отношений между Россией и Китаем. Далее корабли отправились к берегам Родины.
Путь этот проходил мимо мыса Доброй Надежды. И тут суда вновь потеряли друг друга из виду.
Лисянский принимает решение идти в одиночку прямо к Англии, не заходя ни в какие порты для отдыха, либо пополнения провизии.
Этот участок путешествия занял 142 дня и явился поистине уникальным моментом в истории мореплавания.
«Нева» сделала остановку лишь в английском Портсмуте. Здесь судно задержалось на две недели, а затем вышло на финальный отрезок своего удивительного путешествия.
В Кронштадт корабль Лисянского прибыл 5 августа 1806 года.
То есть кругосветная экспедиция русских моряков длилась три года без двух дней!
Самым важным результатом первой русской кругосветной экспедиции явилось детальное изучение таинственных берегов Русской Америки и целой группы островов близ американского побережья. Эти исследования позволили появиться новому направлению в мировой науке — океанографии.
После возвращения на Родину Лисянский получил чин капитана 2-го ранга. Ещё во время путешествия он стал систематизировать свои путевые заметки, чтобы в будущем оформить их в большую обстоятельную книгу.
Впрочем, по разным причинам выход книги задержался. Она появилась лишь в 1812 году, причём издана была на средства самого автора.
Умер Юрий Фёдорович Лисянский в 1837 году, в возрасте 64 лет. Его именем назван небольшой необитаемый остров в Тихом океане, открытый в 1805 году.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...