Этот фильм многие смотрели еще на кассетах или только по телевизору, но, думается, он побил все рекорды просмотров, которые тогда еще вряд ли кто-то считал.
Как и у всех произведений искусства или массовой культуры, которые смогли «выстрелить», попасть в десятку, стать мегапопулярными, и у этого шедевра есть своя закадровая история. И многое из истории фильма, что сейчас мы можем назвать визитной карточкой этого фильма и его самыми узнаваемыми особенностями, начиная от актеров и заканчивая известными фразами и музыкальным сопровождением, могло быть совсем по-другому.
Давайте вместе погрузимся в историю создания этого ставшего уже классическим произведения и узнаем, что происходило по ту сторону экрана.
Актеры
Оказывается, мы могли бы никогда и не увидеть великого Арнольда Шварценеггера («железного Арни») в этой роли, потому что изначально роль Терминатора должен был играть совсем другой актер.
Джеймс Кэмерон считал, что Терминатор должен был иметь внешность невзрачного и незаметного человека из толпы, который ничем не отличался бы от других и о котором нельзя было бы с первого взгляда сказать, что он обладает какими-то сверхспособностями. И роль Терминатора изначально предполагалось отдать Лэнсу Хенриксону, который потом сыграл незаметную роль полицейского в участке, а Арнольду Шварценеггеру предложили роль спасителя Сары Коннор Риза, которого позже сыграл Майкл Бин.
Но прочитав сценарий, Арнольд понял, что ему больше всего подходит роль главного злодея — Терминатора, и наотрез отказался играть Риза. Дело дошло почти до скандала, но после разговора с Кэмероном Арнольду удалось-таки убедить последнего, что эта роль ему подходит больше и из этого может получится что-то многообещающее.
Сейчас довольно трудно в это поверить, но изначально в роли спасителя Сары Кайла Риза создатели фильма хотели видеть британского певца Стинга, однако последний отказался от этой роли из-за участия в более крупном проекте. Кроме него на эту роль было очень много претендентов, среди которых были Брюс Спрингстин, Томми Ли Джонс, Микки Рурк, Мел Гибсон и Брюс Уиллис.
В свою очередь, Майкл Бин тоже мог и не получить эту роль по глупой случайности. В день прослушивания у него были еще одни пробы, в течение которых он три часа должен был говорить с южным акцентом. Эта привычка настолько въелась, что, придя на прослушивание, он не смог сразу перестроиться, и ему чуть было не отказали по этой причине. Хотя к его игре у создателей фильма не возникло никаких претензий.
Майкл очень тонко прочувствовал доставшуюся ему роль. В его понимании Кайл Риз должен был быть очень многогранным, чувствительным и ранимым, способным на подвиг спасения человечества и идущим в неизвестность, следуя только зову своего сердца, не зная наверняка, что его ждет… Майкл старался увлечь зрителя именно за счет глубины характера и вместе с тем самоотверженности своего героя.
Исполнительница главной героини Сары Коннор Линда Гамильтон была на тот момент никому не известной и достаточно неопытной актрисой, и во многом успех ее роли смог состояться благодаря поддержке ее партнера Майкла Бина… Хотя роль давалась ей с трудом и на съемках Джеймс Кэмерон был иногда достаточно строг и даже доводил ее до слез.
Многие будут удивлены, узнав, что изначально в «Терминаторе» не было предусмотрено никаких постельных сцен. Отношения Кайла Риза и Сары Коннор не должны были выходить за рамки отношений нуждающейся в спасении девушки и ее телохранителя, но под давлением продюсеров Кэмерон немного изменил сюжет и Кайл Риз стал отцом будущего спасителя человечества Джона Коннора.
Сложности и препятствия
Первой и основной проблемой было, конечно, отсутствие нужного бюджета. Весь сюжет и все герои были выверены и прорисованы самим Кэмероном, идея была рождена на свет и захватила уже умы многих людей, но никто из компаний киноиндустрии США того времени не спешил давать деньги и вкладываться в этот проект…
Для того чтобы все же получить эти средства и возможность воплотить все уже задуманное, Кэмерону нужно было придумать что-то такое, чтобы ни у кого не хватило духу ему отказать.
Главные герои явились Кэмерону во сне. Во время тяжелой болезни он увидел одни из последних кадров фильма — железного человека, выходящего из огненного облака… По дальнейшим зарисовкам его сна и была создана та модель Терминатора, которую мы все сейчас знаем.
Все люди, которые работали в то время с Кэмероном, вспоминали, что он был буквально одержим этой идеей, и несмотря на то, что сама эта мысль о машине-убийце в образе человека из будущего многим могла показаться кошмарной, сам Джеймс говорил об этом, что предпочитает кошмары розовым снам, потому что они дают ему творческие идеи, а утопание в розовых снах — просто пустая трата времени.
Несмотря на то что весь штат актеров был уже утвержден, съемки фильма пришлось отложить на девять месяцев из-за уже подписанного контракта на съемки Арнольда Шварценеггера в «Конане-разрушителе», где ему нужно было играть главную роль. Подобное обстоятельство тоже не прибавляло оптимизма артистам.
Во время ожидания съемок Линда Гамильтон сломала ногу, и к их началу нога еще не до конца срослась, поэтому все съемки погонь и побегов ей пришлось бегать с поврежденной лодыжкой… Само по себе это уже было верхом героизма. Но все же в подобной отсрочке были и положительные стороны: у актеров было время более тщательно подготовиться к фильму и вжиться в роль.
Майкл Бин, например, увлекся восточными боевыми искусствами и тщательно изучал жизнь подпольщиков — людей, которые провели часть своей жизни в катакомбах, это помогло ему более правдоподобно сыграть сцены войны людей будущего с машинами и их жизнь в подземелье.
Арнольд Шварценеггер, кроме своих обычных занятий, также три месяца тренировался с оружием для съемок этого фильма. Кэмерон же, помимо работы над сценарием и рисунками к «Терминатору», успел за это время написать основу сценария для фильма «Чужие».
Съемки начались в марте 1984 года и продолжились по июнь, и они потребовали от артистов отнюдь не шуточного напряжения и самоотдачи при погружении в творческий процесс. А иногда и настоящей самоотверженности.
Например, как рассказывал Майкл Бин, то лето выдалось очень жарким, и в пригородах Лос-Анджелеса появились полчища мух. Чтобы избавиться от них, власти опрыскивали целые территории специальными химикатами, и нередко, отснявшись в одном подобном месте, актерам приходилось ехать в другое, которое к тому времени тоже уже было обработано.
Хотя это были не единственные препятствия… По рассказам продюсера и соавтора сценария и по совместительству будущей жены Джеймса Кэмерона Гейл Энн Херд, их финансовые обстоятельства были одно время настолько плачевными, что им приходилось брать с актеров из массовки деньги за вход в ночной клуб Technoir (который днем был обычным рестораном), где они снимали одну из ключевых сцен первой схватки Кайла Риза и Сары с Терминатором. Потом они отменили эту вынужденную меру.
Спецэффекты
Поскольку бюджет фильма был ограничен, Джеймсу Кэмерону пришлось выбирать те главные сцены, где можно будет использовать спецэффекты.
Кэмерон выбрал начальную сцену войны человечества против машин в будущем и сцену финальной погони с грузовиком и появления Терминатора в виде эндоскелета. Однако мало кто может себе представить, что в сцене финальной погони взрывается не настоящая машина, а ее модель длиной в два с половиной метра. Дело в том, что место съемок последней погони было выбрано недалеко от склада боеприпасов полиции, и, конечно, никто не мог разрешить устраивать там настоящий взрыв, поэтому пришлось строить игрушечную модель (которую, кстати сказать, тоже пришлось делать два раза, потому что первый взрыв не удался).
Работа над спецэффектами велась в студии Fantasy II. Использование этих спецэффектов было по тем временам революционным. Джеймс Кэмерон принимал во всем самое деятельное участие. Как вспоминал один из участников съемок, «Джеймс пытался объяснить, как делать спецэффекты, людям, которые занимаются этим всю жизнь». Но Кэмерон держал весь фильм в голове, он знал все малейшие детали досконально и подходил ко всему очень профессионально. Он действительно был одержим этой идеей.
Для сцен боев в будущем были построены декорации в специальном помещении, куда техники нагоняли искусственный дым, чтобы скрыть все видимые недостатки. Использовалась оптическая иллюзия создания видимости большого пространства за счет того, что на переднем плане помещались предметы в натуральную величину, а чуть подальше — уменьшенного размера.
Был построен танк с гусеницами, едущий по миниатюрным игрушечным черепам, а кадры с бросанием под него гранаты получились только с 26-го дубля, так как сама граната представляла из себя четырехсантиметровый кусок пластмассы, и было трудно попасть им точно в цель. Летательный аппарат тоже представлял из себя макет, подвешенный на специальных тросах, и техникам пришлось очень постараться, чтобы при изображении движения он не качался из стороны в сторону.
Изначально создатели фильма не предполагали задействовать в съемках железный скелет Терминатора в натуральную величину. Предполагалось, что это будет комбинированная съемка. Но Джеймс высказывал опасения, что на такое количество комбинированных съемок просто не хватит денег, и тогда создатель грима Стэн Уинстон предложил сделать куклу железного Терминатора в полный рост.
Были построены несколько моделей: целая — реальных размеров, уменьшенная копия — для покадровой анимации, и модель в половину туловища в человеческий рост. На съемках эту куклу носил кукловод Шейн Мэхэн, поддерживая ее снизу и обеспечивая движения рук и головы с помощью специальных рычагов. Для характерного движения глаз Терминатора использовали обычные фотографические линзы.
Одна из самых эффектных заключительных сцен фильма — финальная сцена на заводе, где Терминатор погибает под железным прессом — была создана практически из ничего. Использовались самые простые и элементарные подручные средства.
Эти съемки велись уже в постпродакшене, и для них был построен пресс из пенопласта, который потом покрасили под железо. Также была сделана модель Терминатора из фольги, для затухающего глаза использовали красную электрическую лампочку с контактами, которые по мере движения игрушечного пресса нарушились, и она потухла естественным образом. Искусственное задымление во время этих последних кадров — это не что иное, как простой дым от сигареты, которую закурил кто-то из участников этой последней съемки.
Как потом вспоминал один из создателей фильма «Терминатор»,
финальный крупный план состоял из фольги, лампочки, сигаретного дыма и куска пенопласта, и это последний план, в котором мы видим Терминатора в фильме.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...