Зайдем издалека. Поскольку магия, самая первая форма религии — порождение первобытности, тех времен, когда человек впервые осознает свою отделенность от мира природы. При этом человек, лишенный серьезного «естественного оружия», получает (или развивает) мозг, руку и способность использовать орудия. И нож — одно из древнейших орудий труда и боя.
Причем орудие компактное и потому «личное», удобное для постоянного ношения. Также нож — очевидный «предок» меча. Намного позже ставшего символом воина, иногда обретая еще и сакральное значение. Только нож куда демократичнее, это оружие и орудие «для всех».
Но все это продукт высокоразвитой культуры, развивающийся много позже. Первоначально же нож оказывается одним из символов человека, инструментом воздействия на мир… Помните «железный зуб» Маугли?
Видимо, тогда же нож ассоциируется с мужским началом: благодаря специфической форме и способности «проникать». Кроме того, зачем личный нож женщине, большую часть времени находящейся вблизи жилья? А для мужчины-охотника это неотъемлемый атрибут, жизненно необходимый инструмент.
А потом человечество открывает металлы. Для первобытного мышления — сами по себе глубоко символичные. С одной стороны, металл — чисто культурное явление, еще больший символ воздействия человека на мир; искусственное среди естественного. С другой, металл — своего рода «неживое» среди живой природы. И еще металл, работа с которым требовала особых знаний и явно выводившая первобытных кузнецов на особое место в обществе, стал ассоциироваться с колдовством.
В тех временах и лежат истоки привычных нам поверий, в большинстве — достаточно простых. Типа «упавшая ложка (то, что наполняется, ассоциируясь с женским лоном) — к приходу женщины, упавший нож — мужчины». Почему именно к приходу гостей? Возможно, потому, что речь о столе, столовых приборах и ситуации приема пищи. А гость в нашей культуре ассоциируется с совместной трапезой. Возможно, отсюда и происходит именно такая примета?
На самом деле, эта примета, при всей ее привычности, не так уж банальна. Много вы знаете поверий, подчеркивающих «мужскую символику» ножа? Куда стандартнее ассоциация с ножом как оружием, шире — ранящим предметом. И вот эта ассоциация отражена во множестве поверий.
Начиная с того, что «нельзя дарить ножи», в более широком смысле — вообще острое, до того, что «играть с ножом — к ссоре в доме». Аналогия, думаю, всем понятна: нож может «разрезать» нечто. В том числе — отношения. К тому же нельзя забывать о значимости ножа как орудия личного и/или домашнего, да еще чрезвычайно древнего и уже потому плотно окруженного поверьями.
Интересен известный всем способ «обойти» связанную с дарением ножа угрозу: подарившему вам нож та же «народная мудрость» предписывает отдать монетку. Типа не подарок, а покупка. Вроде бы к другим «ножевым» приметам такого «маневра» не придумано. Почему?
Можно лишь предполагать, что большинство «приметных событий» — скорее случайность, типа упавшего столового прибора, или что-то необязательное типа кручения ножа в пальцах или иных «игр с ножом». А приобретение ножей и иных острых предметов — покупка или получение в подарок — полезная необходимость, обыденная, пускай и не повседневная. Дарение же отличается от покупки безвозмездностью. И символически «превратить» одно в другое совсем несложно, а польза от этого существенная.
Тем не менее нож отчего-то стойко ассоциируется с угрозой, опасностью. И большинство «ножевых» поверий — об этом.
Типа:
- Взять лежащий на дороге нож острием навстречу идущему — к его смерти.
- Найти заржавевший нож — к расставанию.
И вовсе уж «жесть»:
- Подобрать найденный (не свой) нож с земли — быть зарезанным…
Но это, как ни странно, не самые страшные приметы. Все они о случайных находках «честно потерянных» ножей. Еще хуже, если на нож намеренно наведена порча или, как сейчас выражаются те, кто в это верит, «сброшен негатив». Особенно это касается неожиданно оказавшегося в доме — «подброшенного» ножа. На такой, согласно традиционным представлениям, точно наведена порча. Даже купленный нож «народная мудрость» рекомендует «очистить от чужой энергетики» (это в современной наукообразной терминологии), закопав в землю или промыв в проточной (можно из-под крана!) воде.
А еще ножу из чужих рук может просто… «не понравиться» новый владелец. Все-таки нож в народно-архаическом представлении — не простой предмет, раз наше магическое мышление не только наделяет его сверхъестественными свойствами, но еще и одушевляет! Так что нож станет «вредить»: тупиться, портить то, что им режут, травмировать нового владельца. Вспомним ли мы еще предмет, которому приписывается обладание собственной волей?
С точки же зрения науки, равно как и магии, речь идет о хорошо нам известном «принципе заражения», согласно которому предмет приобретает связь со своим владельцем или даже приобретает некоторые его качества.
Впрочем, отчасти верно и обратное. Все знают, что «с ножа не едят»? Многие современные люди, а особенно родители, «объясняющие» детям, почему нельзя есть с ножа, аргументируют тем, что можно порезаться. И это тоже верно, и это рационализация, за которой стоит древнее поверье, основанное на принципе подобия: что если есть с острого, с режущего, ранящего — сам станешь злым и склочным, буквально «острым на язык».
На принципах заражения подобия, зачастую смешанных между собой, основано множество народных примет и поверий:
- Упавший и воткнувшийся нож то ли предвещает, то ли сам вызывает конфликты.
- Нож ржавеет, если его владелец нездоров.
- Резать хлеб двумя разными ножами — к ссорам. (Получается, за рекомендацией иметь специальный отдельный нож для хлеба стоят не только гигиенические, но и магические соображения?)
- Ломающийся нож предвещает разлуку или ссору, в любом случае — разобщенность.
Тут смешиваются два фактора:
а) восприятие ножа как орудия «разрезающего», разделяющего, разобщающего;
б) ломающийся нож (предмет, не лишенный сакральности!) как символ разделения, слома чего-то цельного.
- Ну, а направлять, указывать на кого-то ножом — повредить ему, спровоцировать болезнь… Тут, думаю, аналогия очевидна.
- Тем более «недопустимо» класть ножи или нож с вилкой либо ложкой крест-накрест, такое положение может предвещать чью-то смерть.
- Оставлять нож воткнутым в хлеб — к материальным проблемам. Расшифровка: воткнув без нужды нож в хлеб, вы символически (а для архаического сознания — совершенно реально!) повреждаете почти столь же древний символ благосостояния.
- И даже оставленный на столе нож может быть воспринят как знак, ведущий к неприятностям.
Хотя всякая палка — о двух концах. Как и магия. И нож равно используется не только для порчи, но и для защиты. Нет, не имеется в виду ношение ножа для обороны от хулиганов! Речь всего лишь о той же вере в магию ножа. Который, как многие «знают», можно воткнуть в косяк двери, чтобы воспрепятствовать «зловредной магии» проникнуть в дом. Или воспрепятствует «колдуну», уже проникшему в дом, выйти обратно.
Я слышал совершенно всерьез рассказанную историю о том, как подозреваемый в «колдовстве» односельчанин, зайдя в гости, никак не мог выйти, поскольку хозяйские дети тайком воткнули нож в дверной косяк. Так, дескать, и маялся, пока хозяин не догадался осмотреть дверь и не устранил «препятствие»… Кстати, рассказывал все это вполне современный горожанин, средних лет, выросший в СССР.
К слову, если колдун проник в дом — нож можно воткнуть в столешницу снизу. «Защитив» стол как один из сакральных центров дома.
Вероятно, подобное действие связано с давно забытым представлением о ноже как порождении культуры — в противовес стихийно-природным явлениям, к которым принадлежит и магия.
Все ведь помнят такой классический способ защиты, как магический круг? В идеале очерчиваемый именно ножом, словно «разделяющим» стихийное и культурное пространства.
Такова природа «магии»: работать в обе стороны. Точнее, таково свойство архаически-первобытного сознания, наделяющего мир «магическими» свойствами.
И еще одно поверье, выглядящее курьезным, но укладывающееся в рамки тех же представлений.
- Если воткнуть нож в столешницу — ваши гости съедят меньше.
Ну или вам так покажется, если вы, подобно первобытным предкам, верите в магию…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...