Спустя века имя героини старого предания появилось в поэзии:
В этот день сидел дон Педро,
Мрачный, злой, и, как богиня,
Вся, сияя, восседала
С ним Мария де Падилья.
Так писал Генрих Гейне в своём стихотворении «Испанские атриды». Кастильский король Педро I отличался необузданным нравом. И, возможно, лишь фаворитка могла предотвратить вспышки жестокости.
Впрочем, многое в той удивительной истории сокрыто за завесой времени, а ещё больше — за пеленой домыслов, предположений и загадок.
События из глубины веков
Кастильский король Педро I стал известен под прозвищем Жестокого. Однако в дальнейшем это не раз оспаривалось. Некоторые историки величали Педро Справедливым.
Любопытно, что он повторил свою семейную драму. Его отец Альфонсо не питал никаких чувств к Марии Португальской — своей законной жене и матери принца Педро. Всю любовь король отдавал фаворитке — Леоноре де Гусман, которая родила ему десятерых детей.
В 1350 году, в 16 лет, после смерти Альфонсо, принц Педро вступает на престол. Но этому предшествовала нешуточная борьба с незаконнорожденными братьями. Тогда-то Педро и получил прозвище Жестокого. Он вышел победителем, но этого было мало для мстительного короля. Он дал волю своей ненависти к Леоноре, фаворитке отца. Бывшая некоронованная королева была арестована, затем казнена.
Летом 1352 года была предпринята военная экспедиция, когда Энрико восстал против своего брата-короля. Меры были незамедлительно приняты, и Педро сохранил власть. Однако для него этот поход был ознаменован и ещё одним событием. Именно тогда Педро встретил Марию де Падилью. И любовь к ней пронёс до конца жизни — её и своей.
Мария Падилья была дворянкой, но не из королевской семьи. Поэтому о браке не могло быть и речи. Несмотря ни на что, Педро, как утверждают современники, тайно венчался с Марией. Тем временем мать нашла для сына-короля невесту — Бланку Бурбонскую. Так параллельно стала развиваться другая история.
Педро не скрывал своей неприязни, даже враждебности к Бланке. Но всё же вступил с ней в брак — по настоянию матери. Это потребовало сокрытия того факта, что он уже венчался с Марией Падильей. А всего через три дня после новой свадьбы заточил несчастную Бланку в крепости под стражей. Сам же вернулся к Марии, которая жила в уединённом замке. Родственникам возлюбленной король раздавал важные государственные должности, что привело к недовольству знати.
Отношения Педро и Марии вызвали гнев папы Иннокентия VI. Над преступной четой нависла угроза отлучения от церкви. И Мария удалилась в монастырь, где умерла в 1361 году, предположительно, от чумы. Позднее Педро распорядился перезахоронить возлюбленную в королевской усыпальнице. А ему самому предстояло ещё немало пережить, прежде чем он был убит своим братом Энрико во время очередного восстания. Это произошло в 1369 году.
По страницам либретто
Легендарные события привлекли внимание Гаэтано Доницетти. Его опера «Мария Падилья» впервые прозвучала в 1841 году. Ранее на эту тему была написана трагедия Жака Анселя Поликарпа-Франсуа, повлиявшая на замысел композитора. Сюжет рисует романтизированную картину давнего предания. Не обошлось, конечно, и без вымысла.
…Марию Падилью тревожит странное сновидение, в котором она увидела себя в королевской короне. Тем временем среди гостей на свадьбе её сестры появляется таинственный незнакомец. Мария чувствует, что он пленил её сердце, но кто он — не знает. И когда девушка остаётся одна, загадочный гость пробирается к ней в комнату и открывает тайну: он — принц Педро. После объяснений в любви он уговаривает Марию тайно венчаться с ним. Преодолевая душевные терзания, она соглашается.
Прошло два года, Педро стал королём Кастилии. Мария чувствует двусмысленность своего положения, неопределённость тяготит её. Тем временем Руиц, её отец, приходит к королевскому замку. Для него поступок Марии — это бесчестье. Встретив Педро, предъявляет ему обвинения. Король в ответ приказывает жестоко избить Руица. Затем пытается оправдаться перед Марией. Но жена-фаворитка срывает с себя украшения и уходит.
Дон Руиц после пережитого унижения лишается рассудка. Мария признаётся, что она — жена Педро. И показывает отцу документ. Но Руиц в порыве безумия сжигает брачный договор. Внезапно приходит весть о предстоящей свадьбе Педро с новой невестой — Бланкой Французской. Мария прибывает во дворец и выхватывает корону у соперницы. Педро готов признать свою возлюбленную королевой, однако придворные предчувствуют, что месть сторонников Бланки не заставит себя ждать…
В одной из редакций финал оперы был другой: Мария после признания закалывала себя кинжалом. Авторы романтических произведений имели основания представить легенду в том свете, какой им казался наиболее волнующим. Ведь фантазии художников подобны цветам, которые расцветают на корнях реальных событий и заставляют многое воспринимать по-новому.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...