Вереницы коней и оленей — они мчатся из далёких эпох в будущее. Но что за тайны несут с собой — это многие исследователи пытаются разгадать. А вопросов по-прежнему больше, чем ответов.
Наверное, однозначных трактовок здесь и нет. Могут ли таковые быть — очень непростая дилемма. Композиции похожи на наскальную живопись. Ещё можно уловить сходство с рисунками на античных вазах. Возможно, имело место взаимное проникновение культурных традиций.
Между тундрой и тайгой
Родиной этого самобытного промысла считается село Палащелье, что расположено на берегу реки Мезень. Поэтому встречается и другое название росписи — палащельская. Суровая природа словно отпечаталась в рисунках. Граница тайги и тундры как будто нарисована на символичных картинах. А река Мезень, что протекает между Северной Двиной и Печорой, захлестнула своими холодными волнами живописные композиции.
Однако древние изделия промысла не сохранились. В рукописных книгах встречаются рисунки с мотивами мезенской росписи. А самый ранний образец предмета быта — расписная прялка — относится к 1815 году. Первое же упоминание о такой росписи зафиксировано в документах 1906 года.
Любопытно, что на изделиях часто указывалось имя мастера, что для крестьянского искусства — большая редкость. Известны семьи умельцев Аксёновых, Федотовых, Новиковых, Кузьминых, Шишовых.
В 20-е годы XX века наступает угасание промысла. Возрождение началось в 60-е годы. Во многом это заслуга потомков старых мастеров. Много сделали Федот Федотов, Степан и Иван Фатьяновы.
В Архангельске на предприятии «Беломорские узоры» налажен выпуск сувенирной продукции с мезенской росписью. Другим центром стал Северодвинск. На предприятии «Декор Севера» сохраняются и развиваются традиции разнообразных промыслов, в том числе мезенской росписи.
Между мирами
Композиции часто разделены узорчатыми полосами на три части. Верхняя олицетворяет небо, средняя — землю, а в самом низу — подземный либо подводный мир. Такое деление мироздания исследователи связывают с шаманскими традициями северных народов. Есть и другие, более таинственные поверья. Например, разные ярусы могут символизировать связь между мирами живых и мёртвых.
Конь — традиционный солнечный символ. Он олицетворяет утреннюю зарю. Очень часто на композициях мчатся целые вереницы коней. А рядом нередко можно увидеть утку. Это — не просто птица: она вечером уносит солнце под воду, откуда ему предстоит подняться на рассвете.
Олень — также один из ключевых образов мезенской росписи. Как и конь, он связан с Солнцем. Рога оленя ассоциировались с Древом Жизни, а сам он был посредником между мирами. Олень — символ благородства, возрождения. В славянских поверьях он провожал души умерших в потусторонний мир. Это — приобщение к новой реальности, обретение мудрости и чистоты помыслов.
Квадраты, линии, спирали…
На композициях встречаются разнообразные графические знаки. Всё пронизано глубокой символикой — каждый штрих имеет значение.
Прямые линии и квадраты олицетворяют земную, а иногда и небесную твердь. Что конкретно они означают — можно понять по расположению. Вверху — небо, в среднем ярусе — земля. Очень часто присутствуют и символы воды — волнистые линии. Косые же — это дождь: он соединяет небесную сферу с земной.
По рисункам часто разбросаны спирали. Символика у этого знака невероятно многообразна. В нём, как в пружине, сокрыта особая энергия. Это и галактики, и движение Солнца по небосводу, и зимняя метель, и водоворот. А ещё — развитие, осознание важных истин и переход на следующий виток жизни.
Рисунки пронизаны стихией огня. Это подчёркивают сами цвета — красный и чёрный. Как будто языки пламени танцуют вокруг обгоревших дров костра. Картины наполнены огненным темпераментом, но при этом сдержанны. Что-то удерживает это буйство и не даёт разыграться неудержимой страсти. Часто встречаются кресты — у этого знака есть многообразные графические варианты. Они символически отображают Солнце и тепло.
Мезенская роспись — как нарисованное стихотворение с причудливым ритмом и своеобразной рифмой. Это и живописные композиции, и таинственные письмена, в которых зашифрованы загадочные послания минувших эпох. Каждое произведение — как лист удивительной книги. Исследователи предлагают толкования символов. А каждый из зрителей может увидеть нечто своё — не похожее на то, что открылось другим.
Очень понравилась статья! Она небольшая по объёму, и - тем не менее - очень информативная.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Магдалина Гросс, спасибо Вам большое за комментарий и пятёрку! Рада, что статья Вам понравилась
0 Ответить