В Евангелии говорится, что после того, как Иисус Христос воскрес, прошло 40 дней, как он вознесся на небо. Последователи христианского учения знают, что Вознесение символизирует торжество обожествления природы человека, ее причастность тайне Троицы.
Нашим далеким предкам было свойственно отмечать этот особенный день, выполняя традиционные обряды. На Руси к Вознесению было принято готовить особого рода печенье, напоминающее по своей форме лесенки. По представлению православных христиан, они должны были помочь воскресшему Иисусу Христу взойти на небеса.
Также было принято печь и большие пироги, верхнюю сторону которых выкладывали поперечными перекладинками. Они тоже именовались «лесенки», «лестовки», «лествицы». Обычай в этот христианский праздник велел нести сдобу в церковь, чтобы освятить ее, а после освящения часть пирогов раздавалась в качестве милостыни нищим.
Обрядовые действия с лесенками и приговоры при этом свидетельствуют о том, что суть праздника намного древнее церковного толкования: лесенки должны были помогать посевам взойти, подняться, а затем и лучше расти. Испеченные лесенки несли обычно в рожь и там подбрасывали как можно выше со словами: «Чтоб рожь моя выросла так же высоко!» — а затем съедали. Такие же обрядовые действия проводились и с ложками, которыми ели. Все это подбрасывалось высоко вверх. Старались подбросить как можно выше, чтобы так же высоко росла рожь на полях, чтобы урожай в этом году был щедрым.
Наряду с лесенками хозяйки готовили и другое угощенье: они старались напечь побольше блинов. Готовили и сладкие оладьи. «Христу онучи», — говорили о них в России. Подразумевалось, что онучи (обязательная принадлежность всякой крестьянской обуви) помогут Господу при его восхождении на небо.
Языческий древний обряд плотно переплелся с христианским учением, приобретая при этом дополнительные черты. Так, к примеру, считалось, что печенье-лесенка должно иметь ровно 7 ступенек, столько же, как и небес Апокалипсиса.
В прежние времена освященное на Вознесение печенье в виде лесенок использовалось не только для обрядов по обеспечению богатого урожая, но и чтобы погадать. Для этого гадающий взбирался на колокольню и оттуда сбрасывал печенье на землю:
- Какая ступенька отобьется, на таком небе окажется после смерти тот, кто гадает.
- Ежели все ступеньки окажутся на месте, значит, гадающий подобен праведнику. От Бога ему будет милость оказаться после кончины в раю.
- А если все ступеньки разобьются, ни одно из небес не примет грешника, неправедно прожившего жизнь.
Наряду с этим верованием стояли и другие, согласно которым душа умершего нуждается в каком-нибудь вспомогательном устройстве, чтобы достичь небес. Необходимость в лестнице, ведущей на небеса, объяснялась тем, что и живому человеку требуются определенные приспособления, чтобы взобраться на большую высоту.
У наших предков в связи с этими верованиями существовал обычай сохранять ногти усопших, чтобы после смерти они помогли покойному подняться на небо. Иногда умершему клали на похоронах в гроб разного рода лесенки, чтобы душа его смогла достичь небес. Об этой традиции есть упоминание в Сказании о житии князя Константина Муромского: наши предки «по мертвых ременные плетения древолазные с ними в землю погребаху».
Если на Вознесение шел дождь, это означало, что такую же погоду следовало ожидать и на Троицу, а на Ильин день — грозу. Дождевым каплям, упавшим с неба в этот день, приписывали целебные свойства. Сухая солнечная погода на Вознесение, согласно примете, говорила о том, что в течение шести недель осадков не будет.
Также существовал обычай утром в этот день умываться росой, чтобы быть здоровым. Живительную влагу давали пить больным родственникам для скорейшего исцеления.
Девицы для сохранения красоты и привлечения женихов плели из полевых цветов венки и надевали их на голову. Парни дарили приглянувшимся девушкам букеты. Считалось, что если девушка понюхает цветы, влюбится в юношу, который их ей подарил.
В соответствии с климатическими условиями обрядовые действа на Вознесение в разных местах несколько отличались друг от друга. Так, у русских в этот день совершались такие же обряды, которые у украинцев и белорусов были приурочены к Юрьеву дню. Общим же было то, что на Вознесение завершалась пасхальная обрядность и открывалась троицкая. Этот день знаменовал собой переход от весны к лету.
Свобориным деревом на Руси называли шиповник. С этого дня, как считали в народе, начиналось настоящее лето. Так и говорили: «Шиповник цветет — румянец года ведет».
У наших предков шиповник был символом молодости, красоты и любви. Существовала легенда о его происхождении: красивая молодая казачка полюбила парня, но станичный атаман соблазнился ее красотой, похитил девушку, а ее жениха отправил на войну. Пленнице удалось бежать в лес; там она лишила себя жизни, а на ее могиле вырос куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Однажды атаман увидел этот куст и решил отломить ветку с прекрасными цветами, но она тотчас покрылась острыми шипами и ободрала руку врага в кровь.
На Руси было принято приходить к кусту шиповника, чтобы избавиться от печали, успокоить душу. А когда шиповник только-только расцветал, бабушки усаживались под ними с внуками и рассказывали им сказки. Считалось, что это поможет детям избавиться от страхов.
Ценились в народе и целебные свойства шиповника. Лепестками врачевали раны, с помощью меда, сваренного на цветах, чистили кровь, отваром лечили простуду. Девушки знали: если умыться водой, настоянной на цветах шиповника, то лицо станет светлым.
В этот день начинались так называемые летние, или зеленые, Святки. Было принято украшать дома растительностью, завивать на березах венки.
И естественно ни о каком то воскресении какого то Христа на Руси наши предки понятия не имели.
0 Ответить