В 1960 году Никита Сергеевич побывал на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, проходившей в Нью-Йорке. И произошло это при весьма необычных обстоятельствах.
Дело в том, что руководитель нашей страны решил отправиться в Америку не на самолёте, а на корабле. На пассажирском лайнере «Балтика», который обычно совершал регулярные рейсы в Лондон.
Известно, что «Балтика» была построена в Голландии в 1940 году. Проплавав 20 лет и сменив при этом название (до 1957 года судно именовалось «Вячеслав Молотов»), корабль показал себя с хорошей стороны, поэтому и был выбран для такого ответственного дела.
На корабле имелись две каюты класса «люкс». Однако в той из них, что была с литерой «А», скрипело при качке дерево. Пришлось после некоторых раздумий просто поменять буквы «А» и «Б» местами.
Помимо этого, на корабле должны были вместе с Хрущёвым плыть лидеры Болгарии, Венгрии и Румынии. По этой причине каюты первого класса переоборудовали для повышения удобства.
Так как переход в Америку планировалось осуществить за 10 суток, то корабль оснастили самой современной на тот момент радиоаппаратурой, а также установили комплекс правительственной связи.
А вот с радистами на «Балтике» случилась накладка. По каким-то причинам на судне было всего два радиста, которым пришлось вести изнурительное дежурство, сменяя друг друга.
Известно, что «Балтика» вышла в море 9 сентября 1960 г. Корабль с важными пассажирами на борту сразу же стали сопровождать два советских эсминца. Но дело было не только в том, что эсминцы защищали «Балтику» от какого-то нападения террористов. Вовсе нет. Просто в акватории Балтийского моря находилось множество мин со времён Второй мировой войны, поэтому и было принято решение максимально обеспечить безопасность советского лайнера.
Хотя все находящиеся на борту «Балтики» прошли суровый контроль со стороны соответствующих органов, Хрущёва на корабле сопровождало несколько охранников. По воспоминаниям очевидцев, Никиту Сергеевича это весьма тяготило, но совсем убрать охрану он не мог.
Команда «Балтики» после этого похода вспоминала, что лидер СССР довольно спокойно переносил качку и даже восьмибалльный шторм. При этом люди отмечали общительность и доступность первого лица государства.
Как и планировалось, «Балтика» прибыла в Нью-Йорк на рассвете 19 сентября. Сразу же рядом с судном появились катера с телевизионщиками, которые давно поджидали прибытия советского лайнера.
Дипломатические отношения Советского Союза и США в ту пору были весьма напряжёнными. По этой причине частные компании не разрешили «Балтике» швартоваться у своих причалов. В результате сложных переговоров наше посольство нашло место для швартовки — разрушенный 13-й причал городского муниципалитета. Впрочем, разрушен он был не настолько сильно, чтобы не мог принять советское судно.
Известно, что Хрущёв буквально тут же, на территории неухоженного склада, с импровизированной трибуны выступил с краткой речью перед журналистами и общественными деятелями. Простых граждан на сам пирс полиция не допустила.
Никита Сергеевич пробыл в Нью-Йорке 25 дней. Обитал он на территории советского представительства, хотя часть дипломатов и работников не очень высокого ранга всё это время находилась на «Балтике».
Пока советский лайнер располагался у причала, его регулярно осматривали наши водолазы на предмет предотвращения террористического акта. Акта не случилось, но одна неприятная вещь для судна всё же произошла.
Дело в том, что с «Балтики» ухитрился сбежать один из матросов — Виктор Яаниметс. Хрущёву тут же об этом доложили. Понятное дело, американская пресса осветила этот факт таким образом, что советский строй опять выглядел плохим и бесчеловечным.
После Ассамблеи Хрущёв возвращался в СССР на самолёте, вместе с конструктором Туполевым. А капитан лайнера «Балтика» на этот раз был одним из тех, кто просто провожал на аэродроме Никиту Сергеевича на родину…
"...На пассажирском ͇а͇в͇и͇а͇л͇а͇й͇н͇е͇р͇е͇ ͇«Балтика»..." -Господа "редактирующие"- "выпускающие", внимательней будьте!
0 Ответить
АЛЕКСЕЙ ДУШМАН, приятно, что у нас такие внимательные читатели. Спасибо. Ошибка исправлена.)
0 Ответить
Вроде бы информация не особенно крупного масштаба: но историю страны знать надо даже в мелочах.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина Гросс, я вообще не знал, что Хрущёв плавал через океан. Думал, поезда и самолёты им использовались даже для длительных переездов.
0 Ответить
Сталина сменил Маленков, а уж потом был Хрущев
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Уважаемые редакторы! Исправьте ошибкуНикита Сергеевич Хрущёв на борте «Балтики» Правильно надо писать "на борту" ( на посту, на борту...). А статья интересная! 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, спасибо за конструктивное замечание!
0 Ответить