Родина росписи гжель
Немногим известно, что Гжель — это ещё и название села неподалеку от Москвы, которое не только славится как место, где зародился данный вид росписи, но и является месторасположением залежей разного вида глин. Оттого в этом селе и в его округе было немало гончаров, которые с годами настолько усовершенствовали своё искусство, что стали известны на весь мир.
В районе села Гжель находились богатейшие залежи не только красной и желтой глины, но и редкого её вида — белой «мыловки», которая применяется для создания тончайшего фарфора, фаянса. Гончары этих мест многим обязаны своим «глиняным богатствам» — благодаря этому они даже не были крепостными, поскольку весь район царь Алексей Михайлович закрепил за Аптекарским приказом, поставив задачу изготавливать аптекарские сосуды и посуду. А позднее именно из этой глины был сделан первый русский фарфор, в те времена именуемый гжельским.
Два цвета = произведение искусства
Но ещё до фарфора гжельские мастера удивляли не только качеством своей керамической, глиняной посуды, но и оригинальной, неповторимой и красочной (!) росписью.
Да, изначально гжельская роспись была именно цветной — с яркими красками, необычными композициями и кропотливо прорисованными деталями. Со временем техника сильно трансформировалась, неизменными остались лишь филигранность (и это при исключительно ручной работе) и оригинальность. А вот от всего буйства красок остались лишь два цвета — белый и синий. Хотя, если быть точнее, 20 оттенков синего.
Кобальт — то, что делает роспись гжель такой, какой мы её знаем — неповторимой (хоть и часто копируемой) и узнаваемой. Это особая краска, которая используется для росписи керамических изделий, посуды,
Сложно представить себе, насколько трудна и невероятно кропотлива в исполнении роспись в технике гжель. Ведь даже её окончательного вида не узнать, пока изделие не пройдет через обжиг.
Особенности техники росписи гжель
Помимо сине-голубых оттенков узора, у гжели есть ещё несколько характерных черт.
Изделия с такой росписью покрываются тончайшим слоем глазури, оттого они так аппетитно блестят. Традиционно узоры выполняются в русском народном стиле, сюжетами зачастую становятся зима (нетрудно было и догадаться) и другие времена года, сценки из сказок и из жизни, а также птицы, цветы и, естественно, сложные, замысловатые орнаменты.
К слову, любимица мастеров росписи гжель — роза, которая в ремесленной среде имеет необычное имя «агашка». А назвали её так потому, что имя Агафья было популярным во времена, когда только зарождались основы будущей всемирно известной росписи.
Возвращаясь к теме характеристик настоящей росписи гжель, нелишним будет подчеркнуть, что она может быть исключительно ручной работы, потому каждое изделие, украшенное в такой технике, уникально и практически неповторимо. Стоит ли говорить о том, что даже двух блюдец с идентичным рисунком вам не найти (если нашли, то это, скорее всего, подделка).
Но не все то гжель, что сине-белое… К сожалению, как это зачастую бывает с известными и популярными вещами, гжель часто копируют и подделывают. Тем, кто хочет приобрести фарфор с настоящей росписью гжель, придется немало потратить времени на поиски работ настоящего мастера.
Работы специалиста в этой технике — это настоящие произведения искусства, которые завораживают утонченностью деталей, неуловимыми переходами цвета и, конечно, любовью в каждом мазке кисти.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...