На картине «Боярыня Морозова» сидит в снегу странный босой нищий в дерюжном рубище и крестит ее вдогон двумя пальцами. А храм на Красной площади называют Храмом Василия Блаженного, хотя официально он называется «Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву». А принятое название получил оттого, что на этом месте был старый храм, на паперти которого сидел юродивый Василий, которого народ называл Василием Блаженным.
Что же это за звание такое — «юродивый» или «блаженный»?
Титул «блаженный», в католичестве в ходу термин «beato» (так и произносится — беато, беатификация, от латинского beatus — благословенный) — низший из титулов святости.
В католичестве некоего подвижника в делах веры сначала беатифицируют, затем, по прошествии времени, когда/если появляются свидетельства, подтверждающие его святость — его канонизируют. С этих пор он является официальным католическим святым.
В православии беатификация не является обязательным этапом канонизации православного святого. И при этом существует категория «блаженных», или «юродивых», людей, бросивших во имя Господа все, что у них было, и живших в нищете. Многие их недолюбливали — они уж больно сильно выбивались из всех норм поведения.
Слово «блаженный» имеет много смыслов. С одной стороны, «блажити» имело смысл «восхвалять», «блажен» — состояние счастья или умиротворения. А с другой стороны, «блажь», «блажной» означают, соответственно, «дурь» и «дурной».
Вот так и слово «блаженный»: с одной стороны — «славящий Господа», а с другой стороны — «чудаковатый, дурной».
У Соловьева в Ходже Насреддине был описан дедушка Турахон, который умел лечить болезни, признанные остальными врачами неизлечимыми, лечил богатых за огромные деньги — и тут же отдавал все деньги бедной детворе. А когда у него не было денег, но на глаза ему попадался особо нищий ребенок, он брал его за руку, вел на базар и одевал там бесплатно с ног до головы. При этом не платя денег, лишь говоря приказчику: «Будь милосерден», — и под его пронзительным взглядом те терялись и не просили денег. Ибо верили, что он не только лечит болезни, но и насылать их может.
А святым его официально не признали, он не соблюдал всех нужных канонов, презрительно относился к некоторым муллам, даже из высокопоставленного духовенства, не совершил хаджа… Вот и получается — дедушка Турахон был истинным блаженным.
Юродство считали на Руси подвигом, ибо вовсе не просто отказаться от родных, от достатка и дома, жить на одни лишь подаяния и летом, и зимой в одном рубище…
Да и слово «юродивый» в наше время — вовсе не похвала. Вспомните, в советском фильме «Розыгрыш» девочку одноклассники окрестили юродивой… за непонятное поведение: не может врать, всегда говорит правду и честно делает уроки. И в том фильме один из лидеров класса обозвал ее юродивой, чем очень сильно обидел.
Знаменитых юродивых в истории Руси вовсе немного. Василий Блаженный, Ксения Петербургская, Паша Саровская, Иван Яковлевич Корейша, Аннушка. Еще во времена Василия Блаженного на Руси были Прокопий Вятский и Прокопий Устюжский. Все они были не от мира сего, вели себя странно, делали странные и неприличные в миру вещи. Но при этом лечили людей, предсказывали будущее. Иногда на много лет вперед, а иногда «всего лишь» умрет или выздоровеет сей больной.
Василий Блаженный жил в Москве в XVI веке, умер в 1552 году. Судя по легендам о нем, Василий прозревал суть людей, видя больше, чем видит глаз обычного человека. Храм, построенный на том месте, где он был захоронен, народ назвал его именем, и так он зовется посейчас — спустя почти полтысячелетия.
Прокопий Устюжский жил в Устюге в XIII веке, а церковь официально признала его «блаженным»,
Аннушка жила в Петербурге во времена Николая Первого. Какого рода она была — неизвестно, но держалась она как дворянка, бегло говорила на нескольких европейских языках. Вела жизнь юродивой,
Паша Саровская жила в Сарове в конце XIX — начале XX века. Родилась она в 1795 году, а умерла в монастыре в 1915. В начале XX века с ней искал встречи Николай Второй. На их встрече она ему предсказала скорую смерть вместе с семьей. К ней приходили страждущие, попросить помолиться за них — и ее молитвы сбывались. К лику святых ее причислили в 2004 году.
Ксения Петербургская жила в Петербурге во времена правления императрицы Елизаветы Петровны. Вела жизнь юродивой, дожила до 71 года, похоронена на Смоленском кладбище — и утверждают, что до сих пор при совершении панихиды на ее могиле страждущим даруется исцеление.
Тема юродивости не забылась и в наше время, она хорошо показана в фильме Павла Лунгина «Остров». В этом фильме поднята сложная тема — может ли предатель и убийца товарища вымолить свой грех, коли его раскаяние истинно.
Во время войны молодой парень, испугавшись за свою жизнь, застрелил по приказу своего товарища — так ему приказали немцы, взявшие их в плен. Убийца чудом выжил и вскоре стал монахом. Многие годы и десятилетия после содеянного он живет в монастыре и пытается вымолить прощение за вроде бы непрощаемое, ведь нет прощения за убийство товарища. И пытаясь вымолить прощение, он, фактически, становится юродивым… или блаженным. Даже не думая об этом.
Так кто же такие юродивые — сумасшедшие или просветленные?
Может быть, нам мешает сделать правильный выбор тот факт, что на одного настоящего юродивого во все времена приходилось много десятков жуликов, притворявшихся юродивыми, чтобы собрать побольше денег, а потом пожрать послаще?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...