Игорь Вадимов Грандмастер

Кто такие юродивые?

Что мы знаем о юродивых? В общем, кроме самого термина, почти ничего и не знаем. Попробуем разобраться с этим понятием…

В. Суриков, «Боярыня Морозова» Фото: ru.wikipedia.org

На картине «Боярыня Морозова» сидит в снегу странный босой нищий в дерюжном рубище и крестит ее вдогон двумя пальцами. А храм на Красной площади называют Храмом Василия Блаженного, хотя официально он называется «Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву». А принятое название получил оттого, что на этом месте был старый храм, на паперти которого сидел юродивый Василий, которого народ называл Василием Блаженным.

Что же это за звание такое — «юродивый» или «блаженный»?

Титул «блаженный», в католичестве в ходу термин «beato» (так и произносится — беато, беатификация, от латинского beatus — благословенный) — низший из титулов святости.

С. А. Кириллов, «Василий Блаженный (Моление)». Третья часть трилогии «Святая Русь», 1994 г.
С. А. Кириллов, «Василий Блаженный (Моление)». Третья часть трилогии «Святая Русь», 1994 г.
Фото: ru.wikipedia.org

В католичестве некоего подвижника в делах веры сначала беатифицируют, затем, по прошествии времени, когда/если появляются свидетельства, подтверждающие его святость — его канонизируют. С этих пор он является официальным католическим святым.

В православии беатификация не является обязательным этапом канонизации православного святого. И при этом существует категория «блаженных», или «юродивых», людей, бросивших во имя Господа все, что у них было, и живших в нищете. Многие их недолюбливали — они уж больно сильно выбивались из всех норм поведения.

Слово «блаженный» имеет много смыслов. С одной стороны, «блажити» имело смысл «восхвалять», «блажен» — состояние счастья или умиротворения. А с другой стороны, «блажь», «блажной» означают, соответственно, «дурь» и «дурной».

«Юродивый», картина Павла Сведомского
«Юродивый», картина Павла Сведомского
Фото: ru.wikipedia.org

Вот так и слово «блаженный»: с одной стороны — «славящий Господа», а с другой стороны — «чудаковатый, дурной».

У Соловьева в Ходже Насреддине был описан дедушка Турахон, который умел лечить болезни, признанные остальными врачами неизлечимыми, лечил богатых за огромные деньги — и тут же отдавал все деньги бедной детворе. А когда у него не было денег, но на глаза ему попадался особо нищий ребенок, он брал его за руку, вел на базар и одевал там бесплатно с ног до головы. При этом не платя денег, лишь говоря приказчику: «Будь милосерден», — и под его пронзительным взглядом те терялись и не просили денег. Ибо верили, что он не только лечит болезни, но и насылать их может.

А святым его официально не признали, он не соблюдал всех нужных канонов, презрительно относился к некоторым муллам, даже из высокопоставленного духовенства, не совершил хаджа… Вот и получается — дедушка Турахон был истинным блаженным.

Предполагаемый портрет Ксении Петербургской
Предполагаемый портрет Ксении Петербургской
Фото: ru.wikipedia.org

Юродство считали на Руси подвигом, ибо вовсе не просто отказаться от родных, от достатка и дома, жить на одни лишь подаяния и летом, и зимой в одном рубище…

Да и слово «юродивый» в наше время — вовсе не похвала. Вспомните, в советском фильме «Розыгрыш» девочку одноклассники окрестили юродивой… за непонятное поведение: не может врать, всегда говорит правду и честно делает уроки. И в том фильме один из лидеров класса обозвал ее юродивой, чем очень сильно обидел.

Прокопий Устюжский
Прокопий Устюжский
Фото: ru.wikipedia.org

Знаменитых юродивых в истории Руси вовсе немного. Василий Блаженный, Ксения Петербургская, Паша Саровская, Иван Яковлевич Корейша, Аннушка. Еще во времена Василия Блаженного на Руси были Прокопий Вятский и Прокопий Устюжский. Все они были не от мира сего, вели себя странно, делали странные и неприличные в миру вещи. Но при этом лечили людей, предсказывали будущее. Иногда на много лет вперед, а иногда «всего лишь» умрет или выздоровеет сей больной.

Василий Блаженный жил в Москве в XVI веке, умер в 1552 году. Судя по легендам о нем, Василий прозревал суть людей, видя больше, чем видит глаз обычного человека. Храм, построенный на том месте, где он был захоронен, народ назвал его именем, и так он зовется посейчас — спустя почти полтысячелетия.

Прокопий Устюжский жил в Устюге в XIII веке, а церковь официально признала его «блаженным», т. е. юродивым, только через полтора века после его смерти. И тоже, согласно легендам, он видел суть людей и принимал пищу только от по-настоящему честных.

Могила Аннушки
Могила Аннушки
Фото: Источник

Аннушка жила в Петербурге во времена Николая Первого. Какого рода она была — неизвестно, но держалась она как дворянка, бегло говорила на нескольких европейских языках. Вела жизнь юродивой, т. е. не имела крыши над головой, собирала милостыню — и отдавала ее тем, кому нужнее. Домом ее были Сенная площадь и Сенной рынок. Тут ее любили и почитали, а когда ее отправили в богадельню — там она со всеми разругалась и сбежала к себе «домой», на Сенную. Хоронили ее на Смоленском.

Паша Саровская жила в Сарове в конце XIX — начале XX века. Родилась она в 1795 году, а умерла в монастыре в 1915. В начале XX века с ней искал встречи Николай Второй. На их встрече она ему предсказала скорую смерть вместе с семьей. К ней приходили страждущие, попросить помолиться за них — и ее молитвы сбывались. К лику святых ее причислили в 2004 году.

Ксения Петербургская жила в Петербурге во времена правления императрицы Елизаветы Петровны. Вела жизнь юродивой, дожила до 71 года, похоронена на Смоленском кладбище — и утверждают, что до сих пор при совершении панихиды на ее могиле страждущим даруется исцеление.

Паша Саровская
Паша Саровская
Фото: Источник

Тема юродивости не забылась и в наше время, она хорошо показана в фильме Павла Лунгина «Остров». В этом фильме поднята сложная тема — может ли предатель и убийца товарища вымолить свой грех, коли его раскаяние истинно.

Во время войны молодой парень, испугавшись за свою жизнь, застрелил по приказу своего товарища — так ему приказали немцы, взявшие их в плен. Убийца чудом выжил и вскоре стал монахом. Многие годы и десятилетия после содеянного он живет в монастыре и пытается вымолить прощение за вроде бы непрощаемое, ведь нет прощения за убийство товарища. И пытаясь вымолить прощение, он, фактически, становится юродивым… или блаженным. Даже не думая об этом.

Так кто же такие юродивые — сумасшедшие или просветленные?

Может быть, нам мешает сделать правильный выбор тот факт, что на одного настоящего юродивого во все времена приходилось много десятков жуликов, притворявшихся юродивыми, чтобы собрать побольше денег, а потом пожрать послаще?

Статья опубликована в выпуске 29.07.2019

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: