Максим Мищенко Грандмастер

Страницы военной истории. Чем прославились советские бомбардировщики Пе-2 ?

К началу Второй мировой войны гитлеровская Германия обладала большим количеством самолётов различных типов. Высшему руководству этой страны казалось, что оно учло всё, но это не совсем соответствовало истине.

Подготовка советских бомбардировщиков Пе-2 к боевому вылету на Калининском фронте Фото: Источник

Известно, что к началу Великой Отечественной войны в СССР был накоплен определённый боевой опыт (война в Испании, события на Халхин-Голе). Этот опыт и послужил основой для того, чтобы в нашей стране создали мощный и эффективный бомбардировщик, которого опасались даже гитлеровские истребители.

Перед самой войной в СССР велись работы по созданию истребителя, способного встречать соединения противника на большом удалении от своих частей и уничтожать их. Однако этот проект («Изделие ВИ-100») так и не запустили в производство. Машина получилась довольно капризной при пилотировании.

Помимо этого экспериментального агрегата конструкторское бюро Яковлева изготовило двухмоторный разведчик Як-4. Этот самолёт показал хорошие лётные качества.

Як-4
Як-4
Фото: ru.wikipedia.org

И тут решили Як-4 переоборудовать в ближний бомбардировщик, поскольку такие летательные аппараты очень нужны были в армии. Так вот после этого переоборудования машина потяжелела весьма существенно. Таким образом, пришлось отказаться и от затеи с производством модернизированного Як-4.

Однако в конструкторском бюро Петлякова учли все предыдущие наработки своих коллег и собрали легендарный Пе-2. Причём в 1940 году удалось изготовить всего два экземпляра этого бомбардировщика, а в 1941 — уже 458 единиц. То есть нашей промышленности в военное время удалось достойно ответить на гитлеровские самолёты, считавшиеся практически непобедимыми.

Что же такого интересного удалось получить в бомбардировщике Пе-2?

Во-первых, в конструкцию самолёта заложили возможность выдерживать 11-кратные перегрузки! Этот момент едва не стоил карьеры лётчику Самлину во время войны.

Случилось так, что Самлин после тщательных раздумий решил совершить во время полёта на Пе-2 несколько фигур высшего пилотажа. Дело могло закончиться для лётчика прискорбно, но об этом факте узнал генерал-майор Полбин, Герой Советского Союза. Он пообщался с Самлиным и после этого сам совершил пробный полёт с выполнением фигур высшего пилотажа.

Советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 сбрасывают бомбы на позиции противника
Советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 сбрасывают бомбы на позиции противника
Фото: Источник

А после этого лётчики, пилотировавшие Пе-2, поняли, какой потенциал заложен в их машину, и стали раскрывать этот потенциал на практике полностью. Чем, разумеется, поражали гитлеровских асов.

Во-вторых, два мощных двигателя описываемого самолёта позволяли летать ему с максимальной скоростью в 540 км/ч! То есть, по большому счёту, Пе-2 в этом смысле почти не уступал вражеским истребителям. Во всяком случае тем, что действовали против СССР в первые годы войны.

В-третьих, для бомбардировщика (и даже истребителя) Пе-2 обладал солидной огневой мощью. У нашего славного самолёта имелось пять огневых точек — турельные пулемёты УБТ калибра 12,7 мм. Это позволяло совершать точечные удары по тем или иным целям на земле или в воздухе.

В-четвёртых, крылья (довольно уязвимая часть в бою) у нашего самолёта изготавливались таким образом, что позволяли легко снимать консоли от центральной части. Это значительно сокращало время на ремонт самолёта.

Экипаж старшего лейтенанта Михаила Батовского после возвращения из боевого вылета перед своим поврежденным самолетом Пе-2Р
Экипаж старшего лейтенанта Михаила Батовского после возвращения из боевого вылета перед своим поврежденным самолетом Пе-2Р
Фото: Источник

Кстати, экипаж грозного Пе-2 состоял из трёх человек: пилота, штурмана и стрелка-радиста. Полётная дальность нашего бомбардировщика доходила до 2000 километров, а подниматься он был способен на высоту до 9000 метров!

В минуты затишья Пе-2 мог производить и разведку — для этого на борту самолёта располагался аэрофотоаппарат. В общем, наш бомбардировщик зарекомендовал себя во время войны с лучшей стороны. Тем более что это признавал и противник.

Статья опубликована в выпуске 6.09.2019

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Действительно Пе-2 для отечественной авиации был сверхсовременным самолетом, электрофицирован и т.д. Правда у вас небольшая ошибка: "У нашего славного самолёта имелось пять огневых точек — турельные пулемёты УБТ калибра 12,7 мм.". Изначально вооружение состояло из 4 пулеметов винтовочного калибра ШКАС. Два неподвижных в носу ими вел огонь пилот. Один у штурмана на турельной установке, защищал сзади верхнюю полусферу. И еще один у стрелка-радиста внизу его кабины, в люке, для защиты нижней полусферы. С 13-й серии ШКАС в люке у стрелка-радиста заменили на Березина в 12,7 мм. Также правый носовой заменили на 12,7 мм. На 110-й серии дополнительно появилась бортовая установка ШКАС у стрелка-радиста. Вот Пе-2 110-серии имел более мощное оборонительное вооружение. Что вкупе с хорошей маневренностью самолета и наличием опытного экипажа делало Пе-2 трудной добычей для немецких истребителей. Но все же одиночка был более легкой мишенью, чем плотная группа Пе-2.

    Оценка статьи: 5