«Вот и развалины — молчаливые, величественные. В провалах темных окон пустота. Старые стены пахнут плесенью. У главного входа навалена огромная куча щебня от рухнувшей колонны. Кое-где по изгрызенным ветрами и дождями карнизам пробивались поросли молодого кустарника.» (Аркадий Гайдар «На графских развалинах»)
Не правда ли, захватывающие картинки? А если сюда еще добавить «Детей подземелья» В.Г.Короленко? И трех мушкетеров, которые отбивались от гугенотов в старой крепости Ла-Рошель?
Так вот почему древние камни будят какие-то смутные ожидания, предвосхищение необычного! Все было заложено в детстве — книгами, которые читались и перечитывались, кинофильмами, которые смотрелись и пересматривались.
Я уже упоминал, что журнал «Юный художник» существенно расширил мои представления о живописи. И среди живописцев, которые очень впечатлили меня, — Робер Юбер, «Мастер развалин».
Среди нарисованных им пейзажей с развалинами всегда присутствуют люди — и какие же они мелкие по сравнению с остатками каменных гигантов!
А сегодня я живу в Израиле и брожу по местам, в которых древность просматривается до бронзового века, на 3300 лет назад! Брожу по развалинам! Да по каким шикарным!
Ощущение незначительности, я бы сказал — мелкости, охватывает тебя, когда ты смотришь на гигантские (даже по нынешним понятиям) стены. Толщина — 5−6 метров, глубина — невозможно оценить, она еще скрыта в земле…
Лабиринты, переходы, непонятные сочетания перекрытий, арок, наслоения одного периода на другой, бывшие бойницы, лестницы, которые никуда не ведут, низенькие дверные проемы — в разных вариациях, разноразмерные, необъяснимые построения. Я думаю, что если бы удалось воскресить какого-нибудь автора этих сооружений — и он не смог бы реконструировать свой замысел — настолько все изменило время.
Среди древности вдруг попадается нечто почти современное: какая-то печь, своды которой выложены вполне узнаваемым, почти сегодняшним огнеупорным кирпичом. И сохранились следы сажи на потолке. Непонятно, что это было: пекарня? Обжиговая печь гончара? И почему в эту печь есть заложенный вход? Сплошные загадки!
Часть развалин отреставрирована, часть перестроена под старину — и вдруг среди «окультуренных» зданий попадается полуразрушенная стена с окнами. Она ждет своего решения. А может быть, это уже решение: именно такое сочетание дает какую-то таинственность, неповторимость… Хочется рассматривать, фантазировать, достраивать, ремонтировать… И покопаться в земле — вдруг что-то интересное попадется?
А в этом месте еще не видно следов реставраторов. Часть развалин уже подновлена, а часть — как живое свидетельство остатков старины. Все как было к моменту начала реставрации и реконструкции старой крепости.
Среди строений — старый приют с синагогой, основанный в 1740 году, восстановленный в 1948 году на деньги евреев из Ливии.
Среди развалин — почти современный экспонат: остатки автомобиля, которым лет 60−70. Почему он здесь? Что за марка? И тоже хочется приложить к нему руки и восстановить!
И уж совсем интересно: сочетание современности с прошлым. Под остатками старого купола готовят еврейскую свадьбу: свадебный балдахин ждет жениха и невесту. Пока все свернуто, но через пару мгновений начнется торжество… Кстати, очень модно накануне свадьбы сделать серию фотографий в Старом Яффо, причем — в свадебных нарядах.
В отреставрированных помещениях работают, творят, торгуют, молятся… Тысячелетние развалины живут… и тянут к себе не только туристов, но и аборигенов (вроде меня)…
читать дальше →
0 Ответить
Борис Рохленко
Грандмастер-это какой вы мастер?Можете не отвечать,воду лить,воду пить,воду любить.Говорити что ссылки это правильно-так не считаю,читать,знать и осознать-разное.Побродили и что!?С фотиком можно милиард найти за час-думете вру,нет,могу доказать 1000 следов 19 века быстро!Да не о том,и о том.Печально и скушно зачем это?это всё?Это скорей не к вам а к редакторам зачем эти файлы,если меня не трогают того кто любит город и старину то как они тронут того кто во власти и с деньгами!?
0 Ответить
К сожалению, автор, давая прекрасные фото и увлекательную публикацию, толком не называет место. С трудом рядовой читатель догадывается, что речь идет о Ближнем Востоке.
Это - не годится!
Автор пишет, что:
А сегодня я брожу по местам, в которых древность просматривается до бронзового века, на 3300 лет назад! Брожу по развалинам! Да по каким шикарным!
Но на фото - даже не первые века нашей эры!
А ведь рядовой читатель так и подумает, что именно эпоха бронзы перед ним.
На фото - классическое средневековье. Насколько можно судить, период крестовых походов, не ранее.
Да и трактовка эпохи бронзы для этой местности, мягко говоря, подгуляла. 3300 лет назад - это период конца бронзового века. А ведь в этой местности (Яффо) есть и подревнее объекты
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Мне всегда казалось, что археологи отличаются от обычных людей тем, что умеют откапывать.
0 Ответить
отбивались от англичан на развалинах старой крепости Ла-Рошель
Строго говоря, это были не развалины (иначе крепость уже бы взяли), не крепости (а бастиона - передового укрепления), отбивались не от англичан (а от гугенотов: "Находясь в осаде и будучи отрезанными от остального мира, упрямые гугеноты свято верили в помощь спешащего, как они надеялись, на выручку Бэкингема"), да и старость крепости под сомнением.
В остальном хорошо.
Сам люблю ползать по древностям, выискивая почти незаметные интересные штучки, ставящие в тупик (при вопросе о них) экскурсоводов и научных работников.
0 Ответить
Вася, большое спасибо за поправки!
0 Ответить
Так зачем реставрировать и восстанавливать, если развалины впечатляют больше?
0 Ответить
Так зачем реставрировать и восстанавливать, если развалины впечатляют больше?
Хороший вопрос, но я на него ответить не могу.
Мне кажется, что если развалины не восстанавливать время от времени - они развалятся окончательно и уже никакого интереса представлять не будут. Поэтому время от времени их следует подновлять, но не все, пусть что-то остается для контраста, чтобы было видно, как это было раньше.
Меня развалины впечатляют больше не своим видом, сколько возрастом: 3300 лет, библейские времена!
0 Ответить
Приветствую статью, наконец пришедшую к публикации!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Люба, спасибо за отзыв!
0 Ответить
Потрясающе, очень интересно!
0 Ответить
У вас в каждой статье столько ссылок! Фирменный стиль?
0 Ответить
Просветительство и привычка, заложенная в молодости: давать ссылки на все источники.
0 Ответить
Робер Рибо (ROBERT, Hubert), "Мастер развалин"
0 Ответить
Лестница, которая никуда не ведет. Фото автора.
0 Ответить
Развалина среди развалин. Фото автора.
0 Ответить
Очень любопытно. Фотографии впечатляют. 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Впечатляет.
0 Ответить
Табличка с информацией о раскопе. Фото автора.
0 Ответить
Мемориальная доска на старинной синагоге. Фото автора.
0 Ответить
Потрясающе написано! 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Когда-то меня поразила чья-то реплика вот о чем: глиняный черепок хранит отпечаток руки гончара. И в прямом, и в переносном смысле это так.
Вместо поДновить я б рекомендовала писать - поновить, без д.
Оценка статьи: 5
0 Ответить