В 455 году н.э. племена вандалов взяли Рим. Захватив его, они устроили не только огромную резню, но и погром предметов искусства, накопленный Римом к тому времени. Прошли века и тысячелетия, потомки вандалов давно стали цивилизованными европейцами, но с тех пор появился термин «вандализм».
Грек по имени Герострат (Ἡρόστρατος), гражданин греческого полиса Эфес в Малой Азии, летом 356 года до н.э. поджег в своем родном городе храм Артемиды. И добровольно сдался властям прямо на том самом пожарище. На допросе он заявил, что сделал все это для того, чтобы прославиться. Записавший все его признания Феопомп впоследствии написал про это в написанном им историческом труде.
Суд приговорил: забыть даже имя негодяя Герострата! А получилось все наоборот. Феопомпа (350 год до н.э.) процитировал римский историк Валерий Максим (1-й век н.э.) — и пошло. Подлеца и негодяя Герострата помнят уже свыше 2360 лет.
Герострат на людской памяти был первым, но далеко не последним. Из зависти, из личной пакостности люди жгли картины, ломали античные статуи. Необразованные фанатики из первых христиан спалили великолепную Александрийскую библиотеку, разом уничтожив целый пласт древней культуры и убив всех несогласных, попавшихся им на пути.
Век XX оказался тоже очень богат на вандалов-геростратов.
Памятник Русалочке в Копенгагене свыше 10 раз то обливали краской, то резали болгаркой, отпиливая руки и голову, взрывали… Власти Копенгагена подумывают о размещении памятника в таком месте, где до него будет трудно добраться, поглубже в гавани.
В 1913 году посетитель Третьяковки подбежал к картине Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» и нанес по полотну несколько ударов ножом, который принес с собой. Картина была серьезно повреждена и сам автор, Илья Репин, восстанавливал картину. Старообрядец Абрам Балашов был буен, его поместили в психлечебницу. В лечебном учреждении он то впадал в депрессию, то кидался на медперсонал. О причинах сделанного им он вроде бы сказал, что мечтал прославиться…
Полотна Василия Верещагина «Воскресение Христово» и «Святое семейство» на выставке в Вене в 1885 году облил соляной кислотой религиозный фанатик.
В Эрмитаже в 1985 году картину Рембрандта «Даная» облил кислотой и порезал ножом литовец Бронюс Майгис. На допросе он заявил вначале, что это был политический акт протеста, потом признался, что ненавидит женщин. Потом его поместили в психушку с диагнозом «шизофрения». А картину восстанавливали очень долго, целых 12 лет, практически переписывая ее заново, как написал когда-то Рембрандт.
Страдали от вандалов и «Ночной дозор» Рембрандта, и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, и «Герника» Пикассо, и «Венера с зеркалом» Диего Веласкеса.
Если в начале XX века великие картины просто резали ножами или обливали кислотой, то в наше время на них, вдобавок, стали пытаться что-то написать струей из пульверизатора. Суфражистки, протестанты, борцы за свободу… Гадя на великое, все они придумывали себе какой-нибудь веский повод, якобы оправдывающий сделанное.
Кстати, я как-то давно прочитал очень оригинальную версию о том, что ради славы в веках поджигал храм Артемиды некий грек, чье имя не сохранилось вообще. А имя «Герострат» было вставлено в приговор суда с требованием его не помнить именно для того, чтобы того негодяя забыли еще до того, как он был казнен.
А на месте сгоревшего храма граждане Эфеса постановили построить еще более великолепный храм Артемиды. И храм этот стал одним из семи античных чудес света. Да-да, «тот самый» знаменитый по сию пору храм Артемиды в Эфесе появился именно благодаря глупости и комплексам того самого грека, чье имя нам, вполне возможно, и вовсе неизвестно.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...