Сергей Курий Грандмастер

Какова история песни «Spinning Wheel» и других хитов группы BLOOD SWEAT & TEARS?

Во второй половине 1960-х рок-музыка уже далеко вышла за рамки трёхаккордного «c'mon everybody!» и как губка впитывала в себя самые разные музыкальные стили — фолк, кантри, блюз, классику… Разумеется, не обошла она стороной и джаз.

Под «Вращающимся колесом» автор имел в виду детскую карусель с раскрашенными пони Фото: JillWellington, pixabay.com

Джаз-рок был очень разный. Одни исполнители, вроде Майлза Дэвиса, стали включать в джазовые композиции рок-инструментарий. Другие, вроде KING CRIMSON, наоборот, включали джазовые элементы в рок-песни, делая упор на виртуозные и длительные импровизации. Третьи просто аккуратно помещали рок- и поп-начинку в джазовую «упаковку» (в основном это делалось за счёт использования духовой секции, отчего группа превращалась в подобие маленького оркестра).

Какова история песни «Spinning Wheel» и других хитов группы BLOOD SWEAT & TEARS?
Скан обложки диска

К последней категории можно отнести американскую группу с броским названием BLOOD SWEAT & TEARS (КРОВЬ, ПОТ и СЛЁЗЫ), состав которой доходил до девяти человек.

Поначалу её возглавлял Эл Купер, но дебютный альбом «Child Is Father to the Man» большого успеха не снискал, и Купер группу покинул. Его место занял новичок Дэвид Клейтон-Томас, который оказался не только более сильным вокалистом, но и талантливым композитором. В результате второй альбом группы, названный просто «Blood, Sweat & Tears» (1968), взлетел на вершину американского хит-парада и содержал целых три музыкальных хита (по удивительному совпадению, все они стабильно занимали вторые места).

Забавно, что первый хит — песню под названием «You've Made Me So Very Happy» («Ты делаешь меня таким счастливым») — в группу принёс ещё Эл Купер. Она была позаимствована у певицы Бренды Холлоуэй и уже успела побывать в ТОП-40.

Дэвид Клейтон-Томас:
«Группа пробовала записать её с Эл Купером, но не была довольна его вокалом, и в итоге не записала».

Новая попытка в истории песни оказалась куда удачнее. Сингл, записанный вместе с Клейтон-Томасом, вышел в марте 1969 года и сделал группу знаменитой.

Другой хит с альбома — песня «And When I Die» («И когда я умру») — был написан девушкой по имени Лора Ниро. В репертуар группы эта песня попала неслучайно. Музыканты хорошо знали Лору — она приходила к ним на репетиции, кормила пиццей и даже пробовалась на место вокалистки.

Несмотря на мрачноватое название, посыл песни был довольно позитивным и заключался в строчке: «Когда я умру, родится новый ребёнок, и мир продолжится». Ещё больше позитива привносила музыка, напоминавшая задорное кантри. Лора сочинила эту песню ещё в 16 лет, а первая запись вышла в 1966 году в исполнении фолк-трио PETER PAUL AND MARY. Спустя год «And When I Die» вышла в авторском исполнении, ну, а затем BLOOD SWEAT & TEARS довели её до хитовых вершин.

Однако самой известной и удачной в творчестве группы стала третья песня под названием «Spinning Wheel» («Вращающееся колесо»). Этот хит сочинил уже сам Дэвид Клейтон-Томас — причём ещё за два года до прихода в BLOOD SWEAT & TEARS. Более того, он тогда даже записал её для независимого канадского лейбла. Но тот оказался не столь уж независим.

Дэвид Клейтон-Томас:
«Там были в ужасе: „Это звучит как джаз, а джаз не продаётся!“ Когда я присоединился к BLOOD SWEAT & TEARS, то сыграл песню для них, а так как они все были джазовыми музыкантами, то сразу согласились её выпустить. В основном они использовали канадское демо, наложив поверх него духовую партию».

Что касается содержания песни, то под «Вращающимся колесом» автор имел в виду детскую карусель с раскрашенными пони, которые бегают по кругу, периодически поднимаясь и опускаясь (он почерпнул этот образ из песни певицы Джони Митчелл «The Circle Game»). Это было иносказание о цикличности взлётов и падений в человеческой жизни — вполне в духе библейского «Экклезиаста».

Дэвид Клейтон-Томас:
«Все так серьёзно говорили в те дни о Революции и всяком таком. Песня была моим способом сказать: „Успокойтесь, всё вернётся на круги своя“. И 10 лет спустя мы пришли от Революции к Рональду Рейгану».

Символично, что песня с таким скрытым посылом прозвучала в финале знаменитого Вудстокского фестиваля, ознаменовавшего собой апогей эпохи хиппи

Спустя 20 лет мелодию «Spinning Wheel» позаимствовала танцевальная поп-группа MILLI VANILLI для своего хита «All Or Nothing». Разрешение у Клейтона-Томаса никто не спрашивал, поэтому ему пришлось судиться, чтобы быть зачисленным в соавторы.

Впрочем, и в самой «Spinning Wheel» можно услышать фрагмент старинной австрийской мелодии «Милый Августин», но на неё, к счастью, авторских прав нет.

Статья опубликована в выпуске 25.09.2019

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: