• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алексей Норкин Грандмастер

Как доставляли первый советский вымпел на Луну?

По озвученным вице-президентом США Ричардом Никсоном подсчётам спецслужб, доставке первого советского вымпела на Луну предшествовали три неудачных ракетных пуска. Один из ближайших соратников С. П. Королёва Б. Е. Черток в книге «Ракеты и люди» вспоминает, что американцы ошиблись. Вымпел был доставлен с шестой попытки.

Копия вымпела, доставленного на Луну, Канзасский центр космосферы и космоса Фото: Patrick Pelletier, ru.wikipedia.org

На образующих шар стальных пятиугольниках вымпела чеканщики Ленинградского монетного двора выбили надпись: «СССР, сентябрь 1959 г.». Стартовавшая годом ранее ракета несла точно такой же вымпел, чеканка которого отличалась лишь одной цифрой.

23 сентября 1958 года

Пуск 23 сентября 1958 г. закончился аварией на заключительном этапе работы двигателей первой ступени. Проанализировав телеметрию, инженеры пришли к выводу, что виновата пульсация тяги двигателей боковых блоков, совпадавшая с резонансной частотой конструкции ракеты.

Серьёзное исследование проблемы означало бы, что второй запуск ракеты к Луне, задуманный как подарок к 41-й годовщине Октябрьской революции, придётся отложить. То есть лишить страну «подарка», затормозить на неопределённый срок лунную программу и приостановить лётные испытания боевых ракет.

12 октября 1958 года

С отменой подарка и торможением престижной исследовательской программы ещё можно было согласиться. Но кто осмелится приостановить работы по созданию «ядерного щита»?

Коллаж. Эйзенхауэр и Хрущев, вымпел на фоне лунного пейзажа, элемент вымпела
Коллаж. Эйзенхауэр и Хрущев, вымпел на фоне лунного пейзажа, элемент вымпела
Фото: energia.ru

Конструкторы разработали решение, которое, как казалось, может устранить проблему «малой кровью», без срыва программы. Изменили режим работы двигателей, усилили жёсткость конструкции за счёт дополнительных креплений кислородных магистралей.

Увы, «с налёта» ничего не получилось. Второй лунный старт 12 октября 1958 г. закончился такой же аварией, что и первый.

4 декабря 1958 года

Стало понятно, что лунная ракета не полетит до тех пор, пока не будет найден эффективный способ борьбы с пульсацией. Под руководством аварийной комиссии развернулись широкие исследования. Учёным и инженерам разных ведомств удалось создать точную математическую модель, разработать и изготовить устройство, предотвращающее колебания тяги.

Третья попытка покорения Луны состоялась 4 декабря 1958 г. И снова неудача. Пульсации первой ступени исчезли, но отказала вторая. Причину нашли: из-за недостаточной смазки разрушилась шестерня в одном из важных узлов.

Почтовая марка
Почтовая марка
Фото: ru.wikipedia.org

2 января 1959 года

Пуск 2 января 1959 г. был почти успешным. «Почти» потому, что ракета отклонилась от заданной траектории и пролетела в 6 тысячах километров от Луны. Как выяснилось позже, «вины» ракеты в этом не было.

Не доверяя точности работы автономной системы, руководители полёта решили управлять включением третьей и выключением второй ступени по радио. Но команда почему-то задержалась на каком-то из наземных пунктов радиоуправления.

Станция «Луна-1» на поверхность спутника Земли не попала. Однако руководство страны объявило об очередном успехе советской космонавтики. Мол, так и было задумано. Про вымпел с надписью «СССР, январь 1959 г.» промолчали.

18 июня 1959 года

Пятая попытка покорения Луны 18 июня 1959 г окончилась почти так же, как и третья. Отказала вторая ступень, но по иной, чем в декабре 1958 г., причине. Вышел из строя гирогоризонт системы управления.

Дэвид Харди, «Луна»
Дэвид Харди, «Луна»
Фото: artchive.ru

6−12 сентября 1959 года

К очередному пуску заготовили сразу 2 ракеты и 3 лунных станции. 12 сентября ракета взлетела, полёт на Луну прошёл «как по маслу», лунная миссия была выполнена. Однако предшествующие старту события на космодроме заставили всех участников выложиться по полной программе.

Попытка запуска 6 сентября сорвалась из-за незначительных отказов, так же как и две последующие — 8 и 9 сентября. Инженеры оперативно находили и устраняли причины. Но старт приходилось откладывать, потому что для точного попадания в цель — Луну — требовалось запускать ракету в точно рассчитанное время.

Допускалось отклонение не более 10 секунд. В противном случае время приходилось пересчитывать и назначать заново. Именно поэтому пропустили дату 7 сентября.

После очередного срыва 9 сентября С. П. Королёв распорядился сменить ракету на стартовом столе, потому что она слишком долго стояла заправленная кислородом и топливом.

Неделю нервотрёпки, изнурительной работы, когда некогда перекусить и хоть немного поспать, увенчал успешный запуск. Мир узнал, на что способны русские.

Ракета «Восток», входящая в семейство Р-7
Ракета «Восток», входящая в семейство Р-7
Фото: Sergei Arssenev, ru.wikipedia.org

Таким образом, для доставки вымпела на Луну были использованы 7 трёхступенчатых ракет Р-7, включая ту, которая так и не взлетела.

Чего это стило стране? По выражению Председателя Госкомитета Совмина СССР по оборонной технике К. Н. Руднева:

«Если полностью сосчитать все затраты на каждый пуск, то окажется, что мы стреляем городами».

Статья опубликована в выпуске 29.10.2019
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Тогда действительно казалось, что космонавтика чудовищно убыточна.
    А сегодня, когда странам Земли нужны в общей сложности тысячи спутников - и на геостационаре и на низких орбитах и на средних орбитах и на высоких орбитах - если все расходы поделить на все выгоды - выйдет, наверное, не слишком дешево, но - вполне приемлемо.
    А помнить, что начало было весьма дорогим - разумеется, надо.

    Оценка статьи: 4

  • Александр Кузмич. Читатель 29 октября 2019 в 11:08 отредактирован 29 октября 2019 в 23:23 Сообщить модератору

    Коммунисты, все соревновались с империалистами, хотя обещали народу лучшую жизнь. Целые города пускали на ветер. В результате просрали страну.