Надо сказать, что первые вагоны в нашей стране строились по американским чертежам, но в Петербурге, на Александровском механическом заводе.
Чем же отличались американские вагоны?
- Во-первых, они были несколько ниже, чем впоследствии именно российские вагоны.
- Во-вторых, двери в американских вагонах открывались именно как двери, то есть распахивались. Это являлось весьма неудобным.
- В-третьих, американские вагоны изготавливались четырёхосными. Понятное дело, такая конструкция была тяжёлой и более сложной в обслуживании.
Длина американского вагона была восемь метров без нескольких миллиметров. Из истории железных дорог известно, что всего в России успели по американским чертежам соорудить 1794 вагона, и они использовались в империи до конца ХIХ столетия, причём уже на Дальнем Востоке и в Сибири.
Довольно скоро американские вагоны стали подвергать модернизации:
- их высоту увеличили;
- двери сделали сдвигающимися (то есть они теперь не выходили за габариты вагона);
- вместо четырёх осей ставили всего две.
Помимо этого, почти из всех вагонов убрали тормозные системы. То есть изначально каждый вагон обладал тормозной системой, но практика показала, что это дорого, неудобно и излишне. В итоге только один из десяти вагонов имел собственные тормоза, и этого оказалось достаточно.
Во второй половине ХIХ века в нашей стране начался бурный рост железнодорожного транспорта, и по этой причине вагоны стали изготавливать на разных заводах. В итоге получилось так, что по рельсам в ту пору каталось около сотни разных модификаций вагонов. Разумеется, это являлось весьма неудобным и невыгодным с экономической точки зрения.
И вот в 1875 году правительство страны утверждает единые для всех заводов чертежи «Нормального товарного вагона» (сокращённо — НТВ). Началась пора стандартизации.
За основу нового вагона взяли удачный образец Ковровских механических мастерских.
Новый российский вагон первоначально имел грузоподъёмность 10 тонн. Рама его изготавливалась из железа (а до этого — из дерева), крыша покрывалась просмолённой парусиной. Дверной проём зафиксировали в чертежах на уровне 1830 мм, то есть почти 2 метра.
Совсем скоро крышу стали изготавливать железной, а на вагонах принялись устанавливать буфера по европейскому образцу.
Чуть позже, в связи с началом русско-турецкой войны, на базе НТВ появились и военные вагоны, так называемые теплушки. Там устанавливали доски для нар, печку и два фонаря — в начале и конце вагона.
Экономический рост империи требовал улучшения железнодорожного сообщения. Вследствие этого вагоны НТВ получили грузоподъёмность 12,5 тонн, а в 1905 году — 15 тонн.
Известно, что эти вагоны красили чаще всего в коричневый цвет, угловые стойки — в белый цвет. И надписи тоже были белого цвета на вагоне.
Несмотря на то что вагоны в России изготавливало не одно предприятие, их всё равно не хватало. Например, в 1915 году в САСШ (так ранее именовались США) и Канаде правительство прикупило несколько тысяч крытых вагонов, из них часть были четырёхосные.
Тем не менее импортные железнодорожные вагоны не смогли вытеснить отечественные, и на долю вагонов типа НТВ приходилось около 70% всех вагонов в империи. На базе этого удачного проекта выпускались также различные модификации: санитарный вагон, пожарный вагон, ледник, арестантский вагон и даже вагон-лавка.
Известно, что вагоны типа НТВ в нашей стране выпускались до 1931 года. Выходит, что этот проект стал весьма удачным для нашего железнодорожного транспорта, если ещё и после Великой Отечественной войны вагоны типа НТВ встречались на просторах нашей страны.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...