Максим Мищенко Грандмастер

Какими были вагоны в нашей стране раньше?

С прокладкой первой полноценной железной дороги в России (между Москвой и Петербургом) началось и регулярное железнодорожное сообщение. Когда государство и общественность убедились, что у нового вида транспорта — большое будущее, возник вопрос о создании вагонов для перевозки пассажиров и грузов.

Фото: Depositphotos

Надо сказать, что первые вагоны в нашей стране строились по американским чертежам, но в Петербурге, на Александровском механическом заводе.

Чем же отличались американские вагоны?

  • Во-первых, они были несколько ниже, чем впоследствии именно российские вагоны.
  • Во-вторых, двери в американских вагонах открывались именно как двери, то есть распахивались. Это являлось весьма неудобным.
  • В-третьих, американские вагоны изготавливались четырёхосными. Понятное дело, такая конструкция была тяжёлой и более сложной в обслуживании.
Пассажирский вагон в Mid-Continent Railway Museum, Висконсин
Пассажирский вагон в Mid-Continent Railway Museum, Висконсин
Фото: Sean Lamb, ru.wikipedia.org

Длина американского вагона была восемь метров без нескольких миллиметров. Из истории железных дорог известно, что всего в России успели по американским чертежам соорудить 1794 вагона, и они использовались в империи до конца ХIХ столетия, причём уже на Дальнем Востоке и в Сибири.

Довольно скоро американские вагоны стали подвергать модернизации:

  • их высоту увеличили;
  • двери сделали сдвигающимися (то есть они теперь не выходили за габариты вагона);
  • вместо четырёх осей ставили всего две.
Пассажирский вагон на станции Бородино. 1911 год
Пассажирский вагон на станции Бородино, 1911 г.
Фото: Сергей Михайлович Прокудин-Горский, Библиотека Конгресса США, ru.wikipedia.org

Помимо этого, почти из всех вагонов убрали тормозные системы. То есть изначально каждый вагон обладал тормозной системой, но практика показала, что это дорого, неудобно и излишне. В итоге только один из десяти вагонов имел собственные тормоза, и этого оказалось достаточно.

Во второй половине ХIХ века в нашей стране начался бурный рост железнодорожного транспорта, и по этой причине вагоны стали изготавливать на разных заводах. В итоге получилось так, что по рельсам в ту пору каталось около сотни разных модификаций вагонов. Разумеется, это являлось весьма неудобным и невыгодным с экономической точки зрения.

И вот в 1875 году правительство страны утверждает единые для всех заводов чертежи «Нормального товарного вагона» (сокращённо — НТВ). Началась пора стандартизации.

За основу нового вагона взяли удачный образец Ковровских механических мастерских.

Нормальный товарный вагон
Нормальный товарный вагон
Фото: ru.wikipedia.org

Новый российский вагон первоначально имел грузоподъёмность 10 тонн. Рама его изготавливалась из железа (а до этого — из дерева), крыша покрывалась просмолённой парусиной. Дверной проём зафиксировали в чертежах на уровне 1830 мм, то есть почти 2 метра.

Совсем скоро крышу стали изготавливать железной, а на вагонах принялись устанавливать буфера по европейскому образцу.

Чуть позже, в связи с началом русско-турецкой войны, на базе НТВ появились и военные вагоны, так называемые теплушки. Там устанавливали доски для нар, печку и два фонаря — в начале и конце вагона.

Экономический рост империи требовал улучшения железнодорожного сообщения. Вследствие этого вагоны НТВ получили грузоподъёмность 12,5 тонн, а в 1905 году — 15 тонн.

Известно, что эти вагоны красили чаще всего в коричневый цвет, угловые стойки — в белый цвет. И надписи тоже были белого цвета на вагоне.

С. В. Иванов, «Переселенка», 1886 г.
С. В. Иванов, «Переселенка», 1886 г.
Фото: hudojnik-peredvijnik.ru

Несмотря на то что вагоны в России изготавливало не одно предприятие, их всё равно не хватало. Например, в 1915 году в САСШ (так ранее именовались США) и Канаде правительство прикупило несколько тысяч крытых вагонов, из них часть были четырёхосные.

Тем не менее импортные железнодорожные вагоны не смогли вытеснить отечественные, и на долю вагонов типа НТВ приходилось около 70% всех вагонов в империи. На базе этого удачного проекта выпускались также различные модификации: санитарный вагон, пожарный вагон, ледник, арестантский вагон и даже вагон-лавка.

А. А. Рылов, «Сверхмощный паровоз», 1935 г.
А. А. Рылов, «Сверхмощный паровоз», 1935 г.
Фото: artchive.ru

Известно, что вагоны типа НТВ в нашей стране выпускались до 1931 года. Выходит, что этот проект стал весьма удачным для нашего железнодорожного транспорта, если ещё и после Великой Отечественной войны вагоны типа НТВ встречались на просторах нашей страны.

Статья опубликована в выпуске 17.11.2019

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: