В чем же причина особого отношения к Божией Матери? И почему иконы Казанской, Смоленской и Владимирской Божией Матери снискали особое почитание у православных россиян?
Слово «икона» происходит от древнегреческого слова ейкон/ εἰκών eikốn — в значении «образ», слово, в свою очередь, образовано от древнегреческого глагола eikô - «быть похожим».
Богословы и религиозные философы, рассматривая такое явление, как икона, признавали его глубину и неоднозначность при кажущейся простоте и даже, возможно, примитивизме изображения.
В Ветхом завете было запрещено создание изображений как видимых объектов поклонения, о чем говорилось во второй заповеди Декалога. Но уже в собственно христианские времена изображения стали вводиться в религиозную практику — это христианские символы на стенах катакомб, когда первые гонимые христиане тайно исповедовали свою веру.
Иконы, появившиеся в религиозной практике, какое-то время отвергались иконоборцами, однако VII Вселенский Собор, состоявшийся в 787 году, принял догмат об иконопочитании. С тех пор иконы стали свободно применяться в богослужении.
Есть особый символический язык икон — язык красок, язык изображаемых жестов. Икона не является картиной или простой иллюстрацией библейского сюжета. Зерно феномена иконы лежит в единстве образа и первообраза. Образ — это само изображение, наглядное и в то же время символичное, а первообраз — эта та духовная субстанция, которая стоит за образом.
Чтобы понять природу особого отношения русских православных христиан к Богородице, надо осознать, кем прежде всего виделась им Дева Мария. Она прежде всего — мать Богомладенца. И у Божией Матери, как и у своей матери, человек ищет заступничества, понимания и прощения. А Иисус Христос, как любящий сын, будет готов исполнить то, о чем просит его Богородица. «Заступница», «защитница», «спасительница» — так именуется Божия Матерь в обращенных к ней молитвах.
Почитание Богоматери совершается в первую очередь через иконы. Только в церковном календаре числится около трехсот богородичных икон. Но особое место среди них занимают Казанская, Смоленская и Владимирская иконы Божьей Матери. Это связано с явлением великой духовной поддержки, когда сильнейшие исторические кризисы разрешались в пользу русского народа.
Смоленская икона
Такой тип образа, как на Смоленской иконе Богородицы, называют еще Одигитрией (Путеводительницей). Икона пришла на Русь из Греции.
По преданию император Константин благословил этой иконой брак своей дочери Анны с черниговским князем Всеволодом Ярославичем. Владимир Мономах, сын Всеволода, перенес икону из Чернигова в Смоленск и поместил ее в соборном храме Успения Богородицы. Там икона стала именоваться Смоленской.
В 1239 году после молитвенного обращения народа к Богородице случилось избавление Смоленска от набега отряда хана Батыя: объективно силы были на стороне хана, но татары так и не напали на город.
Не раз Смоленскую икону привозили в Москву. Икона была вынесена перед русским войском в 1812 году накануне Бородинской битвы. Перед занятием Москвы французами Смоленскую икону перенесли в Ярославль и после окончательной победы вернули в Смоленск. Это одна из древнейших богородичных икон на Руси.
Казанская икона
Казанской Божией Матерью икона именуется, так как была явлена в Казани. Есть предание о ее обретении на пепелище дома одного из стрельцов после большого пожара. На месте обретения иконы в 1579 царь Иоанн Грозный основал Богородицкий монастырь, там и хранился образ.
Через 33 года после обретения, в период Смутного времени, икона явила свою помощь. Список (копия) иконы был у князя Дмитрия Пожарского, и именно с ним ополчению удалось изгнать польских захватчиков из Москвы.
В 1709 году во время Полтавской битвы список Казанской иконы (Каплуновская икона) находился на поле боя. Ею благословлялось русское войско в 1812 году, сам Михаил Илларионович Кутузов молился перед образом о спасении России.
С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Обессиленные осадой жители совершили крестный ход с иконой Казанской Богородицы. Воины молились у Казанского образа перед Сталинградской битвой, икона была на передовой во время штурма Кенигсберга.
Владимирская Божия Матерь
Древний оригинал иконы хранится в Москве, в Третьяковской галерее, в храме-музее Святителя Николая. Изначально он находился в Иерусалиме, по преданию этот образ создал апостол Лука, видевший живую Деву Марию.
В V веке образ перевезли в Константинополь. И в начале XII века патриарх Константинополя подарил икону князю Мстиславу. На Руси местом ее хранения стал сначала Вышегорский монастырь рядом с Киевом. Позже по чудесному волеизъявлению икона избрала местом своего пребывания город Владимир.
Особо мощно икона явила свою помощь в спасении Москвы от Тамерлана и при так называемом стоянии на Угре, в 1480 г.
Перед иконой Владимирской Божией Матери в Успенском соборе Кремля помазывали государей на царство и совершали избрание патриархов.
Тип силуэта Богоматери, держащей на руках младенца-Христа, по-гречески называется «елеуса», что означает — милующая. На иконе Богородица прижалась своей щекой к щеке сына, этот жест безграничной любви выражает всю суть отношения Божией Матери к Богомладенцу и глубже — суть отношения ко всем людям.
Праздники в честь этих икон совершаются:
- В честь Казанской иконы — 21 июля (8 июля по старому стилю), 4 ноября (22 октября).
- День Смоленской иконы празднуется 10 августа (28 июля).
- Икону Владимирской Божией Матери чествуют 3 июня (21 мая), 6 июля (23 июня) и 8 сентября (26 августа).
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...