• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Как оценить букинистическую книгу? Часть 3

Вернемся к тому моменту, когда книга, которую мы хотим продать, уже у нас в руках.

Все-таки определяющим мотивом приобретения книги (а значит, и цены за осуществление этого желания) является ее нужность конкретному человеку в определенное время. Рассмотрим основные причины покупки книги и цены на нее как зеркало глубины желаний. Какие книги покупают?

1. Книги для развлечения и удовлетворения любопытства.

В основном это художественная или публицистическая литература, которую читают, чтобы развлечься. Или развлечь своих детей. В этих случаях люди покупают старую книгу, только если не нашли нужную новую. И сейчас многие из нас не могут спокойно пройти мимо понравившейся когда-то давно книги. Тираж и состояние книги при этом второстепенны.

Цены в данной категории низкие, как и стоимость любых сиюминутных желаний. Исключения — прекрасно изданные и сохранившиеся издания или книги, выпущенные небольшим тиражом и в силу своей художественной исключительности ставшие дефицитом. (Усредненная цена в данной категории 10 — 250 руб.).

2. Книги для обучения, книги для работы.

Обучение и повышение своей квалификации было ценно во все времена. Сегодня информацию можно не только почерпнуть из книжки, но и найти в Интернете, узнать на тренинге или из CD-издания.

Тем не менее, в каждой отрасли человеческого знания есть свои библиографические редкости. Издательства их не переиздают просто потому, что не доходят руки. Реальную цену таких книг профессиональные букинисты не всегда могут определить. Книга будет валяться на лотке многие месяцы, пока случайный клиент не схватит ее вспотевшими руками. Убедившись, что это то самое, выпучит глаза на маленькую цену. И если специалисту срочно потребовалось именно это издание, он отдаст за него любые разумные деньги.

Но большинство таких книг теряют свою актуальность, а значит, и ценность со временем, особенно в науке, технике и иже с ними. В области искусства могут быть много выпадающих из данной ценовой ниши примеров, в основном, из-за более дорогого художественного оформления и традиционной тяги богатых людей к прекрасному. (Усредненная цена в данной категории 50 — 700 руб.)

3. Книги как предмет коллекционирования.

Самая помпезная и интересная (по крайней мере, для меня) категория. Библиофильство иногда сопровождается и другими видами коллекционирования. Совсем не обязательно это будет антиквариат и все, имеющее к этому отношение, — аукционные каталоги, букинистические прейскуранты. Может, и совсем наоборот — охота с борзыми или собирание моделей кораблей. Или собирание всех изданий одного автора или книг определенной тематики, а также книг определенных издательств (например, иммигрантской книги).

Здесь цена хорошо рассчитана — взрослые дяди вкладывают в детское увлечение большие деньги. Поэтому книга «с практическими рекомендациями» стоит соответственно, ее цена зависит от моды и прочих мало предсказуемых факторов. Данные аукционов подтверждают уверенность, что люди готовы платить. Здесь уже требования к внешнему виду, сохранности и уникальности издания наиболее высокие. Малейший изъян иногда приводит к значительному уменьшению ценности. (Усредненная цена в данной категории 100 — 2 500 руб.)

В общем, нажиться на торговле букинистическими книгами можно только в том случае, если вы случайно заполучили книгохранилище расформированной библиотеки или за счет большого объема проходящих через вас книг. Желание же просто избавиться от кучи ненужных книг чаще всего приводит к их отвозу в гараж — выкинуть жалко.

Для того чтобы заинтересовать потенциальных покупателей и даже получить сколь-либо ощутимую выгоду от продажи, необходимо реально оценивать свои силы в этой неравной битве. Да, чуть не забыл — необходимо иметь в виду, что сдающие книгу в букинистический магазин получают в среднем на 25−35% меньше ее общей оценочной стоимости.

Покупайте и продавайте на здоровье!

Часть 1
Часть 2

Статья опубликована в выпуске 17.12.2007
Обновлено 19.01.2009

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: