Технически в истории автомобиля все ясно. Руководство СССР, а точнее
Все эти машины, от «Запорожца» до «Волги», требовали регулярного технического обслуживания — и делать его должны были люди с опытом работы. Ну, автолюбители тогда были или хорошо знакомы с автомеханиками, или им самим приходилось быть автомеханиками. Такое положение дел сильно мешало массовой автомобилизации.
В 1966 году СССР сумел договориться с итальянской фирмой «Фиат» о постройке нового завода по производству современных легковых автомобилей. За образец стороны согласились взять Fiat-124, модель, получившую в 1967 году титул «Автомобиль года» в Европе.
Специально для реалий СССР автомобиль был модифицирован: ему поставили задние тормоза барабанного типа и укрепили кузов, была усилена подвеска, улучшено сцепление, увеличен клиренс автомобиля (дорожный просвет, дороги у нас — далеко не такие, как в Италии). Кроме этого был изменен салон, добавлена автомобильная печка, сиденья стало возможно разложить, превратив салон автомобиля в спальню на два взрослых спальных места.
Самые первые машины, еще из итальянских деталей, были произведены 19 апреля 1970 года. При этом рекламная кампания началась с конца 1969 года, а серийный выпуск советских автомобилей, уже из деталей, произведенных в СССР, начался 9 сентября 1970 года.
Уже в 1971 году на ВАЗе было произведено 176.345 автомобилей. Дальше — больше. «Жигули» были многочисленны и неутомимы.
В нашей семье личный автомобиль появился в 1968 году, это была «мыльница», или «ушастый», «Запорожец» ЗАЗ-966М. С комфортом в нем ездили двое взрослых и двое детей, нашей семье его вполне хватало.
Для покупки автомобиля родители довольно сильно влезли в долги. На ходу он был весьма громок: в двигающейся машине, чтобы поговорить, надо было повышать голос. Максимум скорости, что из него можно было выжать — 90 км/час. Мы отлично катались по округе, недалеко от дома, ездили по грибы, папа по субботам возил нас иногда в Москву.
В самом конце 1969 года папе пришло в голову сменить автомобиль (а ведь мы еще и с долгами за «Запорожец» не рассчитались) — в журнале «За рулем» он прочитал, что в Новом году начнется производство и продажа ВАЗ-2101. Новой машины, созданной на базе настоящей европейской машины, с мощным мотором, хорошей проходимостью, автомобиля, в котором можно будет совершать дальние поездки.
Отец продал наш «Запорожец», благо наездили мы в нем очень немного, взял в долг у друзей еще денег — и весной 1970 года купил свеженькую «копеечку», которую так тогда еще не называли.
По правде сказать, «Запорожец», хотя он и был на 2000 рублей дешевле, купить было намного сложнее, чем первые «Жигули» в начале лета 1970 года. Чтобы купить «запор», мы стояли в очереди лет пять, а ВАЗ-2101 тогда, поначалу, можно было запросто купить в Москве, в автомагазине. Люди еще выжидали, хотели на чужом примере посмотреть — что это за зверь такой, этот ВАЗ.
Наша машина имела номер шасси и двигателя в первой тысяче. Сейчас точно не помню, но, кажется, номер двигателя (на табличке под капотом) был 00000321 или что-то около того.
В отличие от «Запорожца», в салоне во время езды было очень тихо, казалось, что двигатель не работает, а тихо мурлычет где-то вдалеке. Сиденья на ночь раскладывались, и тогда весь салон превращался в пару спальных мест (рукоятка переключения передач мешала сделать одно, но очень широкое спальное место).
Вскоре оказалось, что нам очень повезло — машина, собранная из итальянских деталей работала безукоризненно. Папины коллеги по работе, попробовав покататься на нашей машине, рванули сначала в сберкассу за деньгами, а потом в магазин за «Жигулями». Увы, им уже достались первые машины, сделанные из наших родных деталей. У нескольких десятков тысяч автомашин после очень недолгой эксплуатации загудел распредвал… Целая партия автомобилей несколько месяцев ремонтировалась по гарантии в мастерских АвтоВАЗа.
Наши автолюбители эпохи Брежнева были сплоченной кастой, которую я бы назвал «свидетелями гаража». Правило тогда такое было: коли купил машину, значит, обязательно нужен гараж, ведь хранить машину без него было невозможно.
Простые, как валенок, воры снимали дворники, если водитель, уходя, сам их не снял. Легко и просто могли снять колеса. Снимали даже лобовые стекла — они тогда были в дефиците. Во избежание последнего можно было в некоторых мастерских заказать гравировку на лобовухе, где-нибудь сверху и сбоку, в уголке — номер шасси автомобиля. В таком случае кража теряла смысл, ибо каждый потенциальный покупатель понимал, что стекло ворованное, и первый гаишник, который сравнит номер, указанный в правах и гравированный на стекле — потащит его за цугундер в милицию.
Итак, масса народу стали владельцами новеньких автомобилей ВАЗ. Что последовало вслед за этим — узнаете во второй части.
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...