В этой статье я расскажу о том, как и где лучше закупать стройматериалы. Стоит ли эту функцию доверить профессионалу (исполнителю работ), или все-таки закупить все самому? Обо всем — по порядку.
Виды материалов
Классификация строительных материалов очень обширна и для неискушенного в ремонтных делах заказчика — «темный лес». Но не стоит отчаиваться — все это разнообразие можно условно разделить на две большие группы:
- основные материалы (строительные смеси, кирпич, газобетонные блоки, гипсокартон, металлический профиль, деревянный брус и др.);
- материалы для финишной отделки (обои, краска, линолеум, ламинат, стеновые панели, керамическая или керамогранитная плитка и др.).
Покупка материалов
Материалы для финишной отделки заказчик обычно покупает сам. Выбирает вид покрытия или отделки, мучается в поисках нужной фактуры и цвета, после чего принимает решение. Другой вариант — выбирает сам, поручая закупить все исполнителю. За это приходится доплачивать — в среднем 5−20% от стоимости материала.
Закупка основных строительных материалов — более сложный процесс. Нужно знать технологию производства работ, нормы расхода материалов
Вариант 1
Если вы наняли ремонтную фирму или бригаду, разумнее ей поручить закупку основных строительных материалов. Это обусловлено следующими причинами:
- наличие у фирмы налаженных связей в сфере продаж стройматериалов (скидки, надежные поставщики
и т. д. ); - профессионал лучше разбирается в качестве и требуемом количестве стройматериалов, большую роль играет опыт в этих вопросах;
- экономия времени.
Вариант 2
Если ремонт выполняет нанятый вами мастер-одиночка — все зависит от его принципов работы. Одни мастера предпочитают сами закупать основные стройматериалы, не доверяя эту работу заказчику (обязательно купит не то, что надо, от чего пострадает качество ремонта
В обоих вариантах «держите руку на пульсе» — контролируйте объем закупаемых материалов (чтобы не платить за себя и «за того парня»), требуйте предоставить чеки и накладные на транспортные услуги.
Полезный совет — стоит завести специальную тетрадь для этих целей, записывая туда все расходы с указанием даты и объема закупаемых материалов. Каждую неделю суммируйте итоги. Опыт показывает, что в большинстве случаев стоимость всех материалов не должна превышать 50% от общей стоимости ремонта.
Важно! В этом вопросе не стоит быть особенно дотошным, проверяя каждый шуруп или металлический профиль. У каждого исполнителя есть свои уловки, как извлечь дополнительную прибыль на закупке стройматериалов. Вы все равно не сможете проконтролировать все досконально. Сохранить нормальные доверительные отношения с исполнителем — намного важнее.
Если сравнить фирмы и одиночных мастеров, то первые чаще «нагревают» заказчиков на стоимости материалов. У них для этого больше возможностей. Чтобы минимизировать эти риски, интересуйтесь ценами в интернет-магазинах, прикиньте сами необходимый объем закупок. В переговорах с исполнителем показывайте свою осведомленность в этих вопросах. Больше рискуют те, кто пускает все на самотек.
Объем стройматериалов
Чтобы прикинуть требуемый объем закупаемых строительных материалов, можно воспользоваться государственными элементными сметными нормами на строительные работы (ГЭСН).
Например, набираете в поисковике: «ГЭСН Отделочные работы». Открываете ГЭСН-2001−15, находите нужную работу (оглавление — в самом конце) и смотрите в табличке: сколько и каких материалов нужно на выполнение данной работы.
Важно! Обратите внимание — в большинстве расценок нормы расхода указаны на 100 кв. м отделываемой поверхности! То есть норму расхода, указанную в табличке, нужно умножить на площадь ваших стен (пола, потолка
и т. д. ) в кв. м и разделить на 100.
В отделочные работы входят: штукатурные, малярные, облицовочные, обойные, стекольные, лепные и др. Такие же сборники есть и на любые другие работы: бетонные, конструкции из кирпича и блоков, полы, отопление, водопровод и канализация
Не нужно подсчитывать все досконально (вы — не сметчик), но прикинуть примерный объем основных стройматериалов, чтобы не платить за них двойную цену исполнителю, будет не лишним. На разницу в 10−30% можно «закрыть глаза», элементные расценки тоже не всегда соответствуют реалиям.
Место покупки материалов
Строительные материалы — это тот же товар, который лучше закупать в крупных интернет-магазинах, по скидкам или оптовым ценам. Но бывают и исключения. Крупные строительные гипермаркеты нередко предлагают наименьшую рыночную цену, объявляя специальные акции или распродажи.
Материалы для финишной отделки лучше выбирать «на ощупь», не только виртуально. Картинка в Интернете не всегда передает фактический цвет, не говоря уже о фактуре. По своему опыту могу сказать, что наиболее оптимален следующий порядок действий:
- поиск в Интернете нужного материала (выписываешь цены, читаешь статьи и отзывы, прикидываешь требуемый объем
и т. д. ); - находишь гипермаркет или другую торговую точку, где выбранный материал можно пощупать руками;
- приезжаешь в гипермаркет; если все устраивает и цена здесь меньше, чем в интернет-магазинах — тут же делаешь закупку;
- если цена выше — закупаешь уже проверенный и выбранный товар через интернет-магазин.
Конечно, на все это нужно время и желание. Но только так можно реально сэкономить, причем — немало. Каждый выбирает свой путь к достижению конечной цели — ремонт квартиры.
Константин Кучер, = Кто лекции запишет, // тот время тратит зря. //Хорошими конспектами прославиться нельзя!= (По бабушке Шапокляк)....