Тем интереснее наблюдать, как в Японии на протяжении сотен веков алгоритм работы с детьми практически не изменился. У них он называется «икудзи».
Маленький император
В современном мире необходимо изобретать нечто новое, учиться говорить с детьми XXI века. В Японии с этим не согласны. «О мой повелитель, я сделаю всё, что ты скажешь!» или «Какое счастье, что у нас в доме есть такой чудесный император! Как же мы все им гордимся и безмерно любим!» Так обращаются к своему ребёночку родители в Стране восходящего солнца.
Малышу, не достигшему 5-летнего возраста, позволено всё. Его балуют всей семьёй, уделяют максимум внимания родители, бабушки и дедушки. «Извини, мой сладкий, это я виновата. Я недоглядела, что ты упал». С такими словами мама извиняется перед 3-летним крохой за то, что тот упал.
Вообще за всё, что происходит с малышом в этом возрасте, несёт полную ответственность мать. Там даже разрешается мамочкам сидеть дома в декретном отпуске вплоть до третьего дня рождения их «маленького императора или императрицы».
Только просьбы и предостережения
Кто отважится сделать замечание императору? Ну и что, что он живёт с вами под одной крышей и двух предложений толком связать не может? Однако чему-то всё же надо его научить.
Например, что нельзя приближаться к горячей печке или дразнить животных. В этом случае воспитатели в лице родителей обходятся просьбами не делать так: «Пожалуйста, не тяни собаку за хвост, ей может быть больно, жалко ведь».
Наш ум не сможет согласиться с этим философским отношением к воспитанию маленькой личности. Но ведь это Восток, который славится своей вековой мудростью.
Философия «икудзи» предполагает построение таких взаимоотношений между маленьким ребёнком и окружающим миром, где до определённого момента малышу позволяют наслаждаться всеми дарами детства. Никаких запретов, никаких наказаний — только бережная забота и «аккуратные» предостережения. «Если ты возьмёшь в руки ножик, то скорее всего поранишься, может пойти кровь и тебе будет больно». Сравните с тем, как у нас «предостерегают».
Всё объясняется достаточно просто и по-японски мудро: у крохи, не достигшего 5-летнего возраста, мозг не способен должным образом анализировать события окружающего мира. Вопросы о том, «что такое хорошо, что такое плохо», посыплются чуть позже, когда он будет в состоянии понимать ответы.
В 3−4 годика легче на жалость надавить или попросить не делать так, потому что «Папе может не понравиться, он расстроится. Разве тебе не жалко нашего папу?»
Добро пожаловать во взрослую жизнь
После 5 лет за воспитание гражданина Японии берётся государство и общество. Теперь он никакой не император, а такой же японец, как все. Никаких привилегий, никаких поблажек, сплошные обязательства. И что самое важное: минимум «карательных мер» со стороны учителей и родителей.
Вообще в этой стране не принято ругать человека, не достигшего совершеннолетия. Зачем ругать, повышать голос и тем более наказывать? Если Бог не лишил его рассудка, значит, есть возможность объяснить и донести до него, как нужно делать.
Самой страшной угрозой для провинившегося школяра там является фраза: «С тобой никто не будет разговаривать. Ты останешься один». Для японца остаться в одиночестве, вне социума, страшнее смерти.
Любящий родитель — это не только тот, кто всячески проявляет свою заботу о ребёнке, а тот, кто мудро и очень незаметно ведёт и направляет его по жизни. В этом плане надо отдать должное философии «икудзи». Благодаря ей Япония взрастила миллионы умных, культурных и целеустремленных граждан, которые являются истинными патриотами своей страны.
В традиционном японском воспитании есть свои перегибы - все-же близкие должны нежно относиться к родному "своему императору" не зависимо от того, сколько ему исполнилось лет, а не только в течение первых 5, но запрет на наказания хотя бы в первые годы жизни уже хорошо. Оглядываясь на историю педагогики и количество трагических судеб людей, воспитанных вообще без любви родителей, требование преклонения перед младенцем выглядит весьма прогрессивно.
Оценка статьи: 5
1 Ответить