Определенно, некоторое сходство существует: экран телевизора, как и огонь, горящий в камине, зачастую оказывает магнетическое воздействие на домочадцев, притягивая их к себе. И возле телевизора, и возле камина можно с комфортом расположиться, однако на этом черты сходства, пожалуй, заканчиваются. Однако, описанная ситуация возможна только в том случае, если в квартире всего один телевизор или существует традиция собираться перед голубым экраном всей семьей и смотреть всем вместе одну и ту же передачу. В настоящее время очень небольшое количество семей ограничивается одним телевизором, а при имеющемся разнообразии телевизионных каналов и программ прийти к согласию и сделать единый выбор бывает весьма и весьма непросто.
Собравшаяся у камина семья имеет возможность общаться, делиться событиями, происшедшими за день.
Просмотр телевизора в редких случаях предоставляет возможность для общения. Скорее, наоборот, если просматриваемая программа интересна, то она целиком и полностью поглощает внимание телезрителей. Чье-либо желание пообщаться в этот момент с большой долей вероятности будет воспринято с раздражением. Раздражение и даже агрессия порождаются также сражениями за пульт телевизора, когда среди желающих смотреть ТВ домочадцев нет единства в выборе интересующей программы.
Таким образом, вечер, проведенный семьей у камина, и вечер, проведенный семьей у телевизора, схожи исключительно внешне и разительно отличаются внутренним наполнением.
Какую же пользу несет просмотр телевизионных программ для семьи в целом и для ребенка в отдельности?
Иногда можно услышать от мамы полугодовалого малыша гордое сообщение: «Мой малыш с интересом смотрит рекламу, он все понимает!». Рассмотрим эту ситуацию с разных сторон. Внимание ребенка привлекает яркий экран телевизора, малыш восторженно лепечет, пытаясь вовлечь телевизор в диалог. Мама в этот момент может спокойно вздохнуть и заняться своими делами. Вроде бы все довольны. Какие подводные камни скрывает такая ситуация? Утомленная домашними делами мама начинает все чаще и все на большее время оставлять ребенка перед телевизором (здесь не рассматриваются ситуации, когда телевизор весь день работает в фоновом режиме, создавая маме эффект присутствия собеседника), полагая, что это полезно для развития ребенка, как общего, так и речевого.
Конечно, подражание речи взрослых играет важную роль в овладении языком. Свои первые слова ребенок выучивает благодаря подражанию и развитому слуху. Однако подкрепление речевых умений является не менее, а, возможно, и более значимым процессом для ребенка в процессе научения языку. На детей, безусловно, влияет реакция окружающих на их попытки заговорить. Улыбки, ласки и повышенное внимание значительно ускоряет процесс обучения языку. Дети с большим желанием будут повторять слова, которые помогают им достигать желаемого результата. Если малыш зовет «ма-ма» и мать откликается на зов, или говорит «пе» и получает печенье, он и впредь будет употреблять эти слова.
На протяжении первого года жизни ребенок знакомится не только со звуковой стороной речи, но и усваивает простейшие модели невербального, несловесного поведения. В ходе общения с родителями ребенок выучивается подавать знаки партнерам, соблюдать очередность реплик в диалоге, использовать жесты и обращать внимание на выражение лица собеседника. Младенцы многое узнают об общении во время таких простых игр, как прятки. В самом деле, многие родители умеют сделать игру со своим ребенком приятным способом обучения различным элементам диалога. В процессе таких игр родители создают ребенку условия, благоприятные для раннего усвоения языка. То, что внимание матери и ребенка сосредоточено во время игры на одних и тех же предметах помогает малышу выучивать названия предметов и действий с ними.
Ранняя речь ребенка вырастает из доречевых жестов, с помощью которых кроха передает сообщение взрослым. Первые слова ребенка социальны по своей природе. Ребенок говорит с целью повлиять на окружающих: он стремится привлечь внимание мамы, хочет получить не печенье, а яблоко, или дает понять, что ему надоело сидеть в ванне. Позднее, на стадии отдельных слов, когда мышление и память ребенка более развиты, те же категории слов используются им для выражения собственных мыслей и представлений.
Таким образом, для оптимального развития ребенку необходим диалог, подкрепляющий и поддерживающий его активность и инициативы в общении. Как можно вступить в диалог с экраном телевизора? Какую подкрепляющую реакцию может создать телевизор, как поддержит интерес ребенка к слову, как он научит ребенка общаться?
Еще один важный момент — просмотр с маленьким ребенком развивающих программ и мультфильмов. Какими бы замечательно развивающими ни были программы, если малыш смотрит их в одиночестве или при молчаливом присутствии взрослого, то способствовать развитию ребенка такой просмотр не будет. Также весьма и весьма спорным вопросом является возраст, с которого имеет смысл начинать просмотр мультфильмов и телепрограмм.
Для того чтобы просмотр мультфильмов приносил пользу и служил развитию ребенка, необходимо соблюдение нескольких условий:
Смотреть мультфильмы лучше всего, начиная с возраста, когда ребенок уже способен осознавать сюжет фильма, ассоциировать себя с героем, переживать за него, анализировать его поступки, примерять их на себя. Как показывает практика, освоение перечисленных навыков происходит в возрасте трех-четырех лет.
Важно смотреть мультфильмы вместе с ребенком, с тем, чтобы позже иметь возможность обсуждать с ним увиденное. Вопросы для обсуждения могут быть самыми простыми: Кто тебе понравился больше всех? Кто не понравился? Почему? Как ты думаешь, почему медведь раздавил теремок? Почему зайчик плакал? И т.д. Эти и подобные вопросы будут способствовать осмыслению увиденного, помогут ребенку извлечь уроки, заложенные в мультфильм его создателями. Малыш получит возможность исследовать закономерности коммуникации в «лабораторных» условиях.
Развитию ребенка будет способствовать соответствующая установка на просмотр мультфильма: Не просто развлечение и отдых, а учение с увлечением.
Таким образом, сам по себе телевизор не является ни другом, ни врагом развитию ребенка. Однако он может стать либо тем, либо другим в зависимости от «дозы» — времени просмотра — и сопутствующих условий — присутствия рядом взрослого и его желания помочь ребенку.
А мы с девачками к телевизору не очень. Сериалы и ток-шоу интереса не вызывают. Вот разве что когда хороший старый фильм показывают - мы к экрану сползаемся. А так он просто стоит, как мебель.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ох, больная тема... С восторгом вспоминаю периоды своей жизни, когда телевизора в доме просто не было
С другой стороны, когда весь день проводишь одна с шилопопым годовичком, телевизор очень нужен: лучше уж пусть 5 минут посидит, "приклеенный" к экрану с рекламой, чем свалится с очередной взятой высоты, пока мама отвлеклась...
0 Ответить
Бывают передачи полезные конечно тоже. Например показывают как поделки делать понятно и наглядно. Есть зарядка. Но дети обычно как и взрослые выбирают далеко не полезные передачи. а в целом статья хорошая - есть над чем задуматься.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Знаете, у нас здесь есть такие Диснеевские программы для детей, называется "Baby Einstein". Обещают помочь с развитием речи, понимать музыку, искусство и т.д. А в реальности независимые исследования показали что как раз речевое, и соответственно интеллектуальное развитие, они задерживают. Ребенок - просто пассивный зритель, не развивается наравне со сверстниками, которые общаются со друзьями, родителями и учат в это время важнейшие социальные навыки. Но - удобно! Ткнул к телевизору ребенка, вот он и не орет...
0 Ответить
А потом этот ребенок элементарно не может в словаре нужное слово найти. Поскольку кнопки нет у словаря. Поскольку методику поиска надо формулировать, а потреблять уже привыкши человек то, что дают, а не то, что надо.
0 Ответить
На все сто процентов уверена - без ТВ ребенку жить лучше. Из ТВ ребенок усваивает лишь некий пара-язык, на котором ему следует общаться в суровом детском коллективе. И только. Усвоит походя, без напряжения, все рекламные формулы - и затем к месту и не к месту будет щеголять ими в беседах со сверстниками и со взрослыми.
С конечным выводом вашим, Анна, не согласна. Все ж это - враг. Враг становления личности, враг ориентации ребенка на интеллектуальную работу. Самое главное , и это я, кажется, уже неоднократно по всяким поводам уже говорила, ТВ дает информацию предельно разжеванную, при передаче информации задействует всю систему чувств. Избалованный таким представлением информации мозг будет отвергать прочие источники, главный из которых - книга, текст в широком смысле.
0 Ответить
Я согласна с тем, что телевизор скорее враг, чем друг. Но при соблюдении некоторый условий (о них было в статье) телевизор может быть условно полезным и даже способствовать развитию ребенка.
В блоге поместила фрагменты из книги "Застывший взгляд", в свое время меня впечатлившей, о влиянии телевидения на психику.
0 Ответить
Моя 4-летняя дочка смотрит мультики по ТВ, любит канал "Джетикс", но там дурацкие сериалы - стараюсь заменить их мультфильмами на кассетах и СД.
0 Ответить
"Джетикс" я просто удалила на своем телевизоре, так как в таком возрасте объяснять о вреде бесполезно, сказала что у нас этот канал не работает. и всем советую то же.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
С выводами автора согласна, во всем нужна мера
0 Ответить