Издавна на Руси появившемуся на свет младенцу было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Ведь колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге и т. д.:
Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки…
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку…
История русской литературной колыбельной песни насчитывает более двух веков: в 73 году 18 столетия публикуется «Колыбельная песенка, которую поет Анюта, качая свою куклу» А. С. Шишкова. История же изучения и публикаций русской фольклорной колыбельной песни насчитывает более полутора веков. Несмотря на то, что в сборниках русского фольклора многие колыбельные печатаются как отдельные законченные произведения, в быту каждая из этих песен имеет множество вариаций, а самое главное — каждый исполнитель в зависимости от своей фантазии и умения владеть словом может продолжать её до бесконечности, придумывая всё новый и новый сюжет:
Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Машеньку качать,
Стали Машеньку качать,
Стала Маша засыпать.
Уж ты котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приходи к нам ночевать,
Нашу Машеньку качать.
Я тебе-то ли, коту,
За работу заплачу:
Дам Кувшин молока
Да кусок пирога,
Белой папыньки
В обе лапоньки.
Приди, котик, ночевать,
Приди Машеньку качать
Я тебе за то, коту,
За работу заплачу:
Красну шапочку сошью…
Лучше всего дают представление о первых колыбельных воспоминания Е. А. Авдеевой, которые были опубликованы в «Отечественных записках» 1849 года: «В старину, нянюшки, или где их не было, мать или бабушка, укладывая ребенка, пели, или, лучше сказать, приговаривали разные рассказы и припевы. Конечно, в них нет ничего остроумного или поэтического, они изображают простой старинный быт и какие-то особенные понятия о воспеваемых предметах. В них, как в русских песнях и сказках, всего чаще встречается вольная бессмыслица, потому что этого нельзя назвать ни лукавым простодушием, ни юмором. Теперь редко где в отдаленных от столицы и больших городов местах можно услышать такие припевы».
Прошли годы, а колыбельная так и осталась важной составляющей процесса воспитания ребенка. Современные специалисты продолжают советовать будущим родителям петь колыбельные уже во время беременности. Начиная с пятого месяца пребывания в мамином животе, малыш способен слышать, различать и даже запоминать звуки. Поэтому если мамочка не ленится и с удовольствием ежедневно поет своему крохе песенки, то после того как он появится на свет, они становятся для него уже знакомыми и родными, под которые так легко, приятно и самое главное — спокойно засыпать.
Изначально, когда литературоведы впервые уделили должное внимание жанру фольклорной колыбельной, ими была названа основная его функция — успокоения. А в связи с тем, что младенец только познает окружающий мир посредством звуков, в скором времени исследователи нашли у колыбельной еще одну — педагогическую функцию. Между тем, некоторые теоретики литературы в своих работах определяют колыбельную песню строго функционально — «ее назначение в том, чтобы усыпить ребенка»:
Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
Будет мать тебя качать,
Папа сон оберегать…
И действительно, главное предназначение колыбельной, будь то дословные выдержки из первоисточников или на ходу сочиненные заботливой мамой строчки, в том, чтобы успокоить, убаюкать и создать подходящую атмосферу тепла и уюта для здорового сна малыша. А крепкий сон, как известно, залог здоровья, хорошего самочувствия и нормального роста ребенка.
Пойте, друзья, колыбельные своим детишкам. Импровизируйте, сочиняйте свои авторские тексты и не забывайте те, что были придуманы века и десятилетия назад. Как, например, колыбельная любимейшей детской поэтессы Агнии Барто, которая всем своим творчеством утверждала: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность!»
Колыбельная. Агния Барто.
Старший брат сестру баюкал:
— Баюшки-баю!
Унесем отсюда кукол,
Баюшки-баю.
Уговаривал девчушку
(Ей всего-то год):
— Спать пора,
Уткнись в подушку,
Подарю тебе я клюшку,
Встанешь ты на лед.
Баю-баюшки,
Не плачь,
Подарю
Футбольный мяч,
Хочешь —
Будешь за судью,
Баю-баюшки-баю!
Старший брат сестру баюкал:
— Ну не купим мяч,
Принесу обратно кукол,
Только ты не плачь.
Ну не плачь, не будь упрямой.
Спать пора давно…
Ты пойми — я папу с мамой
Отпустил в кино.
Вика, спасибо за свет любви сквозь ненастье быта, пусть ваша батарейка оптимизма подзаряжается вашим окружением.
Вы так просто поделились теплом, что я не заметил, как дочитал до конца. Накатили воспоминания, как я пел эти же строчки своим детям, размечтался, как внукам буду петь…
Только «отлично»!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я моей Ми-тян в качестве колыбельной пою песню Сандры "Хиросима"...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
да споют наверно не многие. ну вот чтои нетересно, а как там в этих самых сборниках насчет злых колыбельных. в смысле колыбельных, рассказывающих о том, что мол не заснешь - придет волк и утащит.
Если не закрыть глаза - увидешь бабая и не сможешь встать. Или просто колыбельных песен в духе - все вот умерли а ты просто сейчас заснешь. Сам я таких не слышал, но слышал как такие вспоминала бабушка - и вспоминала она их очень обычным колыбельным голосом - и странным не казалось. А вот сейчас прочел - и как то призадумался.
0 Ответить
А мне бабушка пела ту, что на музыку Моцарта, и ещё из фильма "Цирк".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наверное, не многие родители сейчас смогут спеть своим малышам колыбельную по причине незнания, а эта статья дает богатый материал и прекрасную возможность использовать колыбельные песни для своих деток. Им это очень понравится.Ну, а мелодию душа подскажет. За статью 5.
0 Ответить