Еще несколько лет назад о нянях вслух мало говорили. Людям, которые живут от зарплаты до зарплаты, трудно было представить себя работодателями няни, которая будет сидеть с их ребенком. Тем не менее, у гувернерства в России есть немалая история.
Традиционное церковное воспитание не предусматривало присутствия гувернеров (в переводе с французского языка «воспитатель детей») в домашнем воспитании. Приставленные к детям «дядьки» и «няньки» не имели какого-либо специального образования.
Со вступлением на престол Петра I государство начинает заботиться об образовании. С принятием указа в 1725 году «поведено было учить геометрии и тригонометрии, всякаго звания людей, кто пожелает, во всякие потребы — в церковную службу, и в гражданскую, докторское искусство». Однако с учреждением академии запрещалось учиться дома из опасения, как бы домашние учителя, особенно иностранные, «не внесли какой-либо противности православной вере». В период правления Екатерины, сменившей реформаторство Петра, получает распространение домашнее воспитание в дворянских семьях. В то же время был издан указ, «наказывающий» гувернерам иметь аттестаты Академии наук или Московского университета.
При Павле I готовить гувернанток стало Мещанское училище при институте благородных девиц, более известном нашему поколению как Смольный. Дворянство той эпохи хорошо оплачивало труд гувернеров. Для многих девушек это был единственный способ заработка, но вполне «хлебный».
В послереволюционной России такой профессии как бы не существовало. Ни в вузах, ни в училищах этому не обучали. Однако во всякие времена в некоторых семьях был нужен репетитор, работающей женщине с ребенком — помощница. Спрос на нянь был всегда. Очень часто эти добрые женщины давали намного больше, чем психолог, педагог и воспитатель, вместе взятые. Сегодня можно стать профессиональной няней, пройдя курс обучения в специальном агентстве. Но, кто с уверенностью скажет, какая няня лучше: с дипломом или без. Потому как няня — это больше призвание, чем профессия. Возраст, ум, образование, опыт не имеют значения. В семье статус «автоматом» получить нельзя, его надо заработать. В прямом смысле слова.
В самом деле, каждый нанимающий няню, хочет как-то подстраховаться, зафиксировать взаимные обязательства. Опуская все правовые тонкости, можно свести разновидности договоров при найме няни к двум видам. Все они нацелены на конечный результат — уход за ребенком. Первый — гражданский, его заполнение не требует усилий и времени. Обычно такие договоры заключают через агентства. Минус их в том, что там не могут быть оговорены все обязанности няни. Другой договор — трудовой. Физические лица, говоря юридическим языком, вправе заключать в качестве работодателя договоры для удовлетворения личных потребностей. Няни при этом теряют — 13% подоходного налога, но взамен приобретают социальные гарантии работника. Таким договором няня может обезопасить себя от многих неприятностей.
Очень хорошо, когда ребенок и няня подходят друг к другу по темпераменту, иначе при всем желании няни взаимопонимания не достичь. На стихийном рынке труда очень часто няня попадает в категорию «прислуги». От няни-воспитателя родители ребенка требуют не только ухода за малышом, но и его развития, воспитания. Человек, приступающий к этой работе, должен быть готов к тому, что ему предстоит завоевать авторитет, показать себя специалистом, к которому прислушиваются. Словом, начиная работать няней, надо быть готовой к тому, что вас будут учить, ставить на место, зачастую относясь к няне не как к человеку, а как к женщине из «сервиса». Не хватит няне гибкости и такта в общении, работа не состоится. Подстраиваться под «быт» нового семейства входит в обязанности няни. Хорошо, если родители малыша смогут предложить няне свои требования. Гораздо хуже, когда правил воспитания в семье нет. Если устои семьи вам не подходят, лучше сразу покинуть этот дом. Взрослых вы не измените, а малыш будет страдать меж двух огней.
Очень важно, чтобы няня и родители смотрели на жизнь примерно одинаково. Тогда в течение пробных двух недель няня сможет найти подход к ребенку. Никакие предварительные собеседования не заменят человеческого общения. Можно каждый месяц подводить итоги воспитания малыша, строя отношения с родителями на доверии. Это поможет в будущем не предъявлять претензий к семейству, где есть ребенок, лучше заранее узнать о его привычках, капризах, любимых играх, книгах, кушаньях, словом, обо всем, что он любит и терпеть не может.
И еще. Несколько советов для тех, кто согласен поработать няней. Все, что происходит в семье, не должно быть предметом разговора с посторонними людьми. Не стоит проявлять чрезмерного любопытства к личной жизни работодателей. Дело няни — ребенок, его здоровье и воспитание. Не забывайте, что мирная атмосфера в доме благоприятна и для ребенка, и для родителей. Все вопросы лучше решать со своими работодателями легко и без лишних амбиций.
Полезная статья! +5, Оль
По поводу Смольного (открытого в 1764 году). Когда его стала патронировать Мария Федоровна, супруга Павла I, она поменяла программу обучения екатерининской поры, в частности, вместо изучения книги "О должностях человека и гражданина" ввела курс по "Отеческим советам моей дочери". Эти советы базировались на том, что "Бог и человеческое общество хотели, чтобы женщина зависела от мужчины, чтобы она ограничила свой круг своей деятельности домом, чтобы она признавала свою слабость, и преимущество мужа во всяком случае и снискала бы его любовь и приязнь скромностью и покорностью".
Так что женщине полагалось быть "совершенной швеей, ткачихой, чулочницей и кухаркой; ... разделять свое существование между детской и кухней, погребом, амбаром, двором и садом".
Мария Федоровна сочла необходимым разграничить воспитаниц по сословиям, т.к. видела "большие неудобства в смешении благородных девиц с мещанскими, ибо несомненно, что обязанности и назначение последних во многих отношениях различествуют от обязанностей и назначения благородных девиц ".
Она даже отменила обучение мещанок иностранным языкам, но затем повелела вновь ввести в учебную программу французский и немецкий как раз для того, чтобы дать его воспитанницам в будущем средства к жизни, т.е. зарабатывать в качестве гувернанток.
См., например, http://www.jurfak.spb.ru/document/jubilee/Woman/Smolny.htm
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина, посмотрела. Все верно. Спасибо преогромное.
0 Ответить
Спасибо, Валентина, я изменила формулировку в статье.
0 Ответить
Специально для подготовки гувернанток был основан институт благородных девиц, более известный нашему поколению как Смольный.
Вовсе нет. Смольный был создан именно для воспитания благородных девиц. Не гувернанток там делали, а придворных дам - вспомните хотя бы, что лучшие воспитанницы получали по окончании курса "шифр" и становились фрейлинами. Среди целей института было и устройство их жизни - но более в виде выдачи девицы замуж. Либо становились учительницами здесь же, в Смольном.
Да и не в обычае было в начале 19 в. женщинам служить учительницами. Няньками дамы были, но никакого спец. образования для этого не надо было.
0 Ответить
Люба, спасибо за подсказку.
0 Ответить
Любопытно, экскурс из истории в современность. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить