Елена Ившина Мастер

Когда начать учить малыша чтению? С рождения!

Моему сынуле всего два года… Он знает весь алфавит и начинает читать написанные мной простые предложения. Забавно и мило, когда он, не умеющий ещё даже хорошо говорить, басовитым «папиным» голоском выводит «Алёша любит маму».

Достичь подобных результатов в чтении нам помогли простые приёмы и упражнения, которые мы стали применять, едва сыну исполнилось три месяца. Как уверяют создатели системы раннего развития детей «МИР» (метод интеллектуального развития), если подобные занятия начинать проводить с ребёнком, начиная с его рождения, то вполне возможно научить малыша читать примерно с года (!).

Появившись на свет, младенец сразу попадает в мир, полный новых картинок и звуков. Ему интересно всё увиденное или услышанное, а это самая благоприятная база для обучения чтению.

Начиная с трёх месяцев, мы показывали сыну карточки с изображениями букв (на белом фоне — чёрные буквы). Размер букв не должен быть слишком большим — примерно 5 см. Держать карточку нужно на расстоянии 50−100 см от лица ребёнка, чтобы он мог сфокусировать на ней взгляд. После этого карточку нужно укрепить на постоянном месте в поле зрения малыша. Не нужно спешить: достаточно показывать по одной карточке в два-три дня, а затем ежедневно «повторять» изученные буквы.

Чем старше становился наш сын, тем больше видоизменялись наши картинки: они становились больше, окрашивались яркими красками. А когда малыш перестал постоянно спать во время прогулки, яркие изображения букв подвешивались с внутренней стороны капюшона коляски.

Как можно узнать об «успеваемости» крохи на таких «уроках»? Когда ребёнок увидит знакомую букву, возможно, он начнёт улыбаться, а вскоре, если вы озвучите какую-либо из известных ему букв, будет искать изображение с ней глазами, точно так же, как ищет любимую игрушку или знакомого человека. Буква, которую вы показали малышу до сна, будет приветствовать его после пробуждения и ребёнок будет рад ей радостью узнавания.

Когда ребёнок дорастёт до возраста, когда ему хочется всё потрогать, взять в руки (4−5 месяцев), можно переводить его в следующий «класс».

Карточки с цветными буквами мы подвесили над кроватью, где висела карусель-погремушка, чтобы малыш мог дотягиваться и трогать их ручками. Затем он начал ползать за ними, разглядывать со всех сторон. После года мягкие карточки заменили деревянные кубики с изображением цифр и букв. Мы строили из них пирамидки и называли «имя» каждого кирпичика-буквы.

Так, примерно к году сын выучил все буквы, научился находить их в книжках и показывать некоторые предметы, названия которых начинались с этих букв.

«Покажи мне, где буква П?» — спрашиваю я. Мой малыш растерян, он не может вспомнить эту букву. «Она похожа на воротики», — даю я подсказку. «Вот она!» — протягивает сын нужный кубик. «Валотики, пэ, папа…» — лепечет моя кроха, тычет пальчиком в написанную на кубике буковку и радостно переводит взгляд на отца.

Следующим этапом наших занятий стало написание. Тут на помощь нам пришёл детский букварь для самых маленьких с красивыми яркими иллюстрациями, таких очень много сейчас в книжных магазинах.

Мы разглядываем в нём какую-либо букву, читаем стишок про неё, а потом я черчу на альбомном листе явно видимые её контуры. После этого букву надо раскрасить вместе с ребёнком. Опять же следует помнить о постепенности: сыну так нравятся эти занятия, что он рад бы нарисовать все буковки за один день, но для лучшего запоминания нужно делать одно-двухдневные перерывы, во время которых повторять уже изученные буквы.

С дочерью мы начали заниматься гораздо позже, поэтому буквы она выучила к четырём, зато сама и писала их, и раскрашивала, и вывешивала изображения на стенах детской комнаты.

У сына тоже есть своя «буквенная галерея». С какой радостью он ведёт любого гостя нашего дома в детскую комнату и, показывая на буквы, называет их!..

Моему сынуле уже два года… Пока он не умеет сам писать буквы, но старательно раскрашивает написанные мамой своей ещё неуверенной ручонкой, стараясь не выйти за контур, но закрасив при этом половину листа! И я спокойна: ещё пара лет и регулярные занятия помогут нам освоить и трудности письма.

Обновлено 27.06.2008
Статья размещена на сайте 3.05.2008

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • а смысл ребенка так рано учить читать и писать? Лет с четырех я еще понимаю, но с года...

    • А учить особо ничему и не пришлось Всё как-то само собой получилось. И это ещё не значит, что все остальные детишки тоже должны читать с года. Просто знакомые мамочки, видя как мой Лёшка лихо расправляется с плакатами на уличных столбах, начинают "насаждать" своим деткам "чтение"? я у них спрашиваю: зачем насильно? Они говорят: "Но твой же уже читает!" Как не поймут, что каждому овощу своё время...

      Оценка статьи: 5

  • Татьяна Прокофьева Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО 27 июня 2008 в 15:24

    Мы со старшим тоже играючи учились читать - еще когда он ползал, мы привесили на стенку чуть выше плинтуса красивую азбуку с картинками и буквами. Он очень любил ползать туда-сюда - от папы-мамы до картинок и обратно. Так как-то незаметно и научился. Года в три сынуля бегло читал плакаты и растяжки на улице - было очень смешно. А уж в какое он меня положение поставил, когда я, будучи беременна вторым ребенком, пришла вместе с первым, которого было девать некуда, в женскую консультацию. Он встал посреди коридора и начал громко читать заголовки стенных плакатов про вред абортов для здоровья женщины и прочее такое...
    Мы не упирались и не заставляли его читать. Чтение до сих пор - любимое занятие, а еще идеальная грамотность, поскольку книжки мы старались приобретать с хорошей и грамотной корректурой, да и старая родительская библиотека была неплоха. Его грамотность сейчас является весьма весомым конкурентным преимуществом в бизнесе. Не частое явление.
    Да и младший следом, уже больше вместе с братом, чем с нами, родителями, читать научился, правда чуть позже, годам к 5-ти. Что ничуть не помешало ему тоже пристраститься к чтению.
    Так что хорошо, если ребенок вместе с родителями и близкими играючи учится читать. Лишь бы читал не что попало, а чтоб еще и критерии отбора чтения были сформированы.

  • Интересный опыт!
    Только вот это немного пугает:
    вполне возможно научить малыша читать примерно с года(!).

    Зачем ребёнку читать так рано, если он еще предметов многих не знает, нс абстрактными понятиями не знаком. Он будет читать, не понимая. Зачем?!!!!

    • Тоже согласна! Если честно, я бы не хотела, чтобы мои детки росли каким-то гениями. Я их побаиваюсь, поскольку считаю, что всё это чревато проблемами психического и психологического характера. Просто поражают возможности человеческого мозга и организма в целом. По этой системе, как говорят авторы, дети в пять лет усваивают программу начальной школы, играют на нескольких музыкальных инструментах сразу, в три - бегают несколько километровые кроссы.
      Но я подобной доли своим детям не хочу. Если увижу тягу к чему-то - помогу, а насиловать не собираюсь. А читать у сынки получилось как-то само собой. Но мы же из методики МИР только отдельные элементы взяли.

      Оценка статьи: 5

  • Если Вы поищите в интернете, то увидите,
    что у Вас далеко не самый эффективный способ.
    Правильнее обучать не отдельным буквам, а слогам
    или даже целым словам.
    Попробуйте, ещё не поздно!

    • Не могу не согласиться с Вами. Просто этот способ как-то совершенно безболезненно нам подошёл. Специально учить не пришлось

      Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник Бывший модератор 10 мая 2008 в 11:40

    Эти методики хороши тем, что привлекают внимание родителей к ребенку. Само это младенческое образование мало смысла имеет, важно лишь то, что мамаша постоянно при дитенке и постоянно с ним общается. Это и оказывает развивающее воздействие, как бы ни хотелось верить в большее.

    Вот этот пассаж более всего доказателен:

    «Покажи мне, где буква П?» - спрашиваю я. Мой малыш растерян, он не может вспомнить эту букву. «Она похожа на воротики», - даю я подсказку. «Вот она!» - протягивает сын нужный кубик. «Валотики, пэ, папа…» - лепечет моя кроха, тычет пальчиком в написанную на кубике буковку и радостно переводит взгляд на отца.

    Кстати, что такое воротики?

    МИР - что нового против Глена Домана?

    • У меня тоже сложилось впечатление, что не особо важно, знает малыш буквы или нет, но то, что родители у него заботливые и любящие и проводят с ним много времени - это точно! И тоже озадачилась словом "воротики".

      • Воротики

        "Смотреть, как баран на ворота".
        Ворота-это часть забора, такая широкая калитка.
        А воротики-видимо уменьшительное от ворота
        Или вы пошутили, что не поняли?

        • Нет такого слова в русском языке, поэтому и не поняли, поди догадайся

          • Слушайте, я даже не догадывалась, что это слово кого-то может смутить. Действительно, как Нина и написала, имелось ввиду "воротики" - уменьшительное от "ворота". А сейчас заглянула в словари - нет такого слова!!!!!! Я в шоке!!!!! У нас в республике такое слово не вызовёт вопросов ни у одного человека, даже детсадовика! Что это? Диалектизм?

            Оценка статьи: 5

            • Есть слово "обормот", но слова "обормотик" в словаре вы тожеж не найдёте. Но оэто не значит же, что его нет.

              • А вот "словарик" есть, к чему бы это?

                • "Монстр" есть, а "монстрика" нет

                  • Как нет "монстрика"? За что обидели маленького???!!!

                    Оценка статьи: 5

                    • Мы пошутили, что не поняли. Корень есть, суффикс есть - слово сложилось по законам русского языка. Другое дело, что не одобряю народную привычку в общении с детьми такими суффиксами, такими формами слов злоупотреблять. Для взрослых на картинке - ворота, почему для ребенка должны быть экзотические воротики? По улице едет автомобиль - почему для ребенка это должна быть машинка? Хы. КамАЗик - хорошо, да?
                      Сюсюканье вообще отвратительно. В процессе же обучения детей чтению оно и вред еще наносит, поскольку обременяет ребенка ненужными формами слов, лишая его возможности запоминать формы нормальные. Учить надо не какому-то особому "детскому" языку, а тому языку, на котором люди меж собой общаются.

                      Замечательно, что нескольких людей обсуждение привело к словарю. На ребенка должно произвести глубокое впечатление это зрелище - родитель, склонившийся над словарем.

                      • Да, Люба. Вы правы. Но с другой стороны, можно же знакомить ребёнка с разными формами? И ворота, и воротики.
                        Главное, не называть машину би-бикой, собаку ав-авкой и пр.

                        • Да и я тоже согласна! Сама против того, чтобы с малышами сюсюкали постоянно: "Этё кьто у няс такой сляденький? Сисяс бабуличка его ам-ам! Давай писюленькать пойдём, моя кисюлечка!" - Фу-у-у!
                          Потом пятилетние переростки на улице, завидев меня с собакой, кричат: "Мама! Смотри гав!"
                          Но всё же иногда само собой как-то получается сказать "воротики"

                          Оценка статьи: 5