Возможно, основная ошибка взрослых, формирующих детско-родительские отношения, заключается в широко распространенной аксиоме: ребенок — тоже человек, только маленький. То есть, ребенка приравнивают ко взрослому, только как бы уменьшенных размеров. Причем чаще всего эта аксиома сопровождается постулатом: с ребенком нужно разговаривать (общаться) так же, как и со взрослым, разумеется, учитывая некоторую разницу в образовании.
Проблема в том, что дети — совсем не такие же люди, как взрослые, только уменьшенные. У них отличается даже физиология — различается количество вырабатываемых гормонов, степень развития органов
Образ жизни личинок большинства насекомых отличается от образа жизни взрослых особей. У них другое питание, среда обитания
Но подобное сравнение подходит лишь потому, что ребенок внешне похож на взрослого человека. Если же рассматривать психологию ребенка, систему его мышления, то здесь обнаружатся весьма существенные отличия от психологии и системы мышления взрослого. Настолько существенные, что, может быть, следует говорить не о неполном, а о полном превращении. С этой точки зрения подростковый период можно рассматривать как стадию куколки, когда гусеница (личинка) превращается в бабочку (взрослая особь).
Но куколке хорошо — она висит себе спокойно где-нибудь на ветке, никто ее не тревожит, не занимается ее воспитанием, она занята одним — перестройкой организма, формированием из «биомассы» новых органов. С человеком все иначе.
Представьте себе состояние подростка-«куколки», который уже не может «питаться» тем, что подходило для ребенка-«личинки», но еще не в состоянии употреблять «пищу» взрослых. При этом ему предлагают либо то, либо другое, либо вообще невообразимую смесь (с одной стороны — «ты уже почти взрослый и должен отвечать…», с другой — «ты еще маленький и многого не понимаешь»). Обычным результатом является то, что подросток, отчаявшись найти конкретные ответы на вопросы (взрослый он уже или еще ребенок?), полностью теряет доверие к отвечающим. А так как ответы обычно требуются от родителей, именно они оказываются лишенными доверия и авторитета.
Подобное нестабильное психологическое состояние, балансировка на грани между детскостью и взрослостью, сопровождается еще и коренными изменениями в организме. Подростковый период — переходный период во всех смыслах, как в психологическом, так и в физиологическом.
И вот, вчерашний послушный ребенок, для которого высшим авторитетом были родители, вдруг обнаруживает, что авторитета-то и нет! Король был голым! Это — страшное разочарование, реакцией на которое является агрессивное поведение. Ничего удивительного: он годами верил, что родители знают и умеют все, и вдруг оказалось, что это не так, его обманывали всю жизнь!
Подростковой агрессии гораздо меньше, если ребенку не внушали с пеленок, что родители — непогрешимы. В этом случае король сначала, конечно, одет не столь роскошно, но зато и не оказывается в результате голым. И родительский авторитет сохраняется. Да, он будет меньше, чем в детском возрасте, но все же будет.
В воспитании подростка особое значение имеет выбор выражений. Говорить, что он уже взрослый, не стоит — это ведь совсем не так. К тому же, взрослый имеет определенные права и обязанности, которых подросток лишен. Убеждая его, что взросление уже состоялось, можно привести к тому, что подросток потребует (а то и возьмет) все права взрослого, отказавшись от соответствующих им обязанностей (например: «я уже взрослый, и могу приходить домой когда хочу, могу даже не ночевать дома, но выносить мусор или убирать в своей комнате я не обязан!»).
Также недопустимо обращение с подростком, как с ребенком. Высказывания типа «ты еще маленький…» следует исключить. Он уже не маленький, но — еще и не большой. Он находится в переходной стадии между этими двумя состояниями, совершенно особой стадии. Он — «куколка», формирующаяся во взрослого человека, и воспитательный процесс — это то питание «куколки», которое позволяет ей развиваться. В зависимости от того, каким будет это «питание», окажется и результат развития.
А если уж необходимо указать подростку на то, что он еще не взрослый, лучше говорить о его молодости, определенном недостатке жизненного опыта, не забывая упоминать о том, что в этом он не одинок, родители тоже набили свое количество шишек. Подросток ждет объяснений, ответов на возникающие вопросы, решения проблемы «подвешенности» (эта «куколка» висит на «ветке», вот только ее толкают со всех сторон). Нужно предлагать ему решения и объяснения, но ни в коем случае не жестко-авторитарно, а мягким советом.
Совсем нехорошо, если родители начинают сравнивать подростка с ребенком: «раньше ты хорошо учился, а теперь…», «раньше ты всегда слушался старших, а теперь…». Все, что было «раньше», при этом предстает в некоем розовом цвете, а все, что «теперь», окрашено в черные тона. Но недаром говорят: «Если долго говорить „собака“, то немудрено и залаять». Внушение подростку, что «теперь» он гораздо хуже, чем «раньше», приводит лишь к протестной форме поведения: «Я плохой? Так я буду еще хуже!». Фактически таким образом подросток пытается оправдать ожидания родителей — ведь они ждут от него плохого, по его мнению!
Универсальным лекарством от конфликтов родителей и детей подросткового возраста является родительская любовь. Научитесь понимать своего ребенка. Вспомните, какими вы были в его возрасте, что думали и что делали. А особенно — как реагировали на советы и воспитательные внушения. Это поможет вам выбрать нужную линию поведения, снизить подростковую агрессивность. И ваш подросток-«куколка» получит то «питание», которое необходимо, чтобы благополучно, без катаклизмов миновать переходную стадию и стать взрослым человеком.
Подростковый возраст - нечто значительно более сложное, чем состояние "куколки". Это - второе рождение - рождение личности, индивидуальности, осознание собственного "я", своей "отдельности" от родителей, осознание мира и своего места в этом мире. Отсюда подростковое "Вы не можете меня понять! Я - не такой, как вы, я совсем другой! Я - особенный!" Отсюда недалеко до "Меня никто не может понять!" Это надо постоянно держать в голове, когда общаешься с подростком. Впрочем, проблемы подросткового возраста тут уже обсуждались недавно...
Второй важный вопрос - вопрос "родительского авторитета". В наше стремительное время, когда в течение 10 лет окружающая нас действительность может измениться до неузнаваемости, родительский опыт может оказаться для детей совершенно ненужным, так как был накоплен в совсем иных условиях. Наши дети зачастую ориентируются в нынешней действительности куда лучше и быстрее нас. Впору нам учиться у них... Ну какой совет "с высоты" нашего опыта проживания "в совке" мы можем им дать? Ориентируемся ли мы в виртуальном мире так же, как они?
Самое важное, как мне кажется - суметь сохранить с детьми доверительные, дружеские отношения, научиться признавать и собственную неправоту, незнание, неумение. непонимание...
Нравственные ориентиры и уверенность в том, что мы всегда на их стороне - вот то главное, по- моему, что мы можем и должны дать нашим детям.
0 Ответить