Владимир Кравцов Дебютант

Нужно ли заставлять ребенка всё учить?

Такой вопрос возникает у родителей независимо от возраста ребенка. В дошкольном возрасте хочется научить своего ребёнка всему по максимуму, чтобы потом ему было легче — в школе, в университете и вообще в жизни.

В школьном возрасте вопрос трансформируется: если ребенок учится на «три», надо ли с этим что-то делать, заставлять ли его учить всю программу полностью?

У каждого возраста есть свои особенности. Если говорить о дошкольном — нужно помнить о еще хрупкой психике ребенка, еще не установившихся психических процессах. Многие родители бросаются обучать детей одному или даже нескольким иностранным языкам, когда ребенок толком не умеет говорить и на своём родном. В итоге развитие ребенка затормаживается — он пытается осознать, что же от него хотят?

Представьте, что вы дали компьютеру два разных трудоемких задания, он пытается их выполнить одновременно и… виснет. Обучение чему-либо в дошкольном возрасте должно соответствовать физическому развитию ребёнка — изучение иностранного языка возможно после изучения родного, когда ребенок сможет говорить и немного писать, обучение письму — не раньше 5−6 лет, раньше просто не формируются нужные для этого мышцы.

Нельзя забывать о здоровье конкретного ребенка: если вы хотите «нагрузить» малыша пока еще не очень посильной для него нагрузкой, обязательно учитывайте особенности его конституции — со слабенькими детьми психологи настоятельно рекомендуют таких экспериментов не проводить.

Но вот ваш малыш пошел в школу, и тут его уже систематически заставляют что-то учить. Когда каждый день он приходит домой с заданиями, родители обязательно должны контролировать их выполнение. Нужно ли ему помогать? Конечно, да, но никогда не делать работу за своего ребенка. Если дано репродуктивное задание (то есть решить задачку по образцу) — при подобной «помощи» он никогда не научится усидчивости и терпеливости; если же творческое — это затормозит в развитии воображение ребенка.

Ребенку нужно прививать именно любовь к учебе. Не думаю, что многие дети в первом классе постоянно хотят учиться — им веселее поиграть, погулять на улице, с друзьями. Поэтому наставления родителей так важны. Ребенок должен привыкнуть к ежедневной посильной работе, сначала небольшой и недолгой, но она должна возрастать по времени с каждым классом.

Наверное, все родители расстраиваются, когда их чадо приносит из школы плохие отметки. С одной стороны это правильно. Ваше расстройство стимулирует ребенка учиться лучше и получать только хорошие отметки, но не может же это постоянно быть только так! Плохие отметки служат сигналом для родителей, что ребенку, возможно, надо хоть немного помочь — больше времени провести с ним, поговорить, почему что-то не получилось, вместе обдумать и подсказать ход решения проблемы.

В младшем школьном возрасте дети охотно рассказывают, что было на уроке и как они получили ту или иную оценку. Плохие отметки сигнализируют еще и о том, сколько негатива получил ваш ребенок. Ведь его это тоже очень расстраивает, он переживает и о своем месте в классе — ведь учитель теперь не считает его лучшим, и как на него посмотрят другие дети?

Если независимо от прикладываемых усилий у ребенка ничего не получается, может наступить апатия к учебе. Поговорите с учительницей, почему она ставит такие оценки, чего, по ее мнению, не хватает вашей девочке или мальчику. В конце концов, это всего лишь мнение, вы можете иметь и другое, но мнение учителя очень важно для ребенка в младшей школе, предвзятое отношение может поставить крест на желании учиться вообще.

Так нужно ли заставлять ребенка учить всё? В младшей школе нужно все-таки стараться это делать, ведь это база знаний на всю жизнь. Учить таблицу умножения — нужно, делать письменные упражнения — нужно. Многие родители советуют даже договориться с ребенком о том, что до 4-го класса он будет учиться, а дальше — как захочет.

Если в средней школе у ребенка не получается учить сразу всё, все предметы, можно попробовать помочь ему. Если с вашей помощью он будет чувствовать себя на уроках увереннее и комфортнее — помогайте, но ни в коем случае не перегружайте ребёнка. Он и так старается изо всех сил.

Не забывайте быть внимательными к своим детям и их проблемам. И помните, что ребенок в 4 года очень сильно отличается от ребенка в 6 или в 8.

Обновлено 9.06.2011
Статья размещена на сайте 3.06.2011

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Владимир Кравцов,
    мне понравилась статья. Конечно же, очень хорошая..приятно. что об этом люди думают.. пятерка моя не отображается что-то..может. позже проявится..но она есть!

    Оценка статьи: 5

  • Владимир Кравцов, ну неплохая статья, очень неплохая статья
    сразу вспомнился будийски взгляд на воспитание детей

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 10 июня 2011 в 04:59 отредактирован 10 июня 2011 в 05:01
    "Оч-чень правильная !"

    Эта Ваша статья !" Я давно "навяливаю" идею о том, что класса с 7-го надо всех переводить на инди-виду-альные программы дальнейшего обучения. Это факт, что ряды "круглых отличников" начальной школы редеют уже в средней школе. Единицам (вундеркиндам) удаётся быть круглым и в ВУЗе.
    Требование "всё на 5" надо упразднить.
    Своим покупательницам с детьми, которые им что-то запрещают делать, я вешаю лапшу о японском воспитании. Дескать, согласно японцам, дети ДО 5 лет могут вытворять ВСЁ, что им заблагорассудится. И только ПОСЛЕ 5-ти осторожно накладываются ограничения.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев, Как од-но-му учителю инди-виду-ально заниматься с тридцатью учениками? Не подскажете?
      Упраздните не "все на 5", а "три пишем - два в уме" + гору отчетности по успеваемости

      Оценка статьи: 5

      • No prob !

        Александр Петров, надо молодняк загонять не в загородки по классам, а в "группы по интересам" эдак с класса с 6-7-го.
        Упразднить надо и всё на 5 и "2 в ум берём" и гору отчётности.
        "Мы все учились понемногу..." Всё доверить учителю. Перед поступлением в школу пусть учителя проведут глубокое собеседование с родителями, с учениками и наберут предварительные "группы по интересам".
        Учителем я не работал, но обсуждать проблемы образования-воспитания люблю.

        Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев,
      японское воспитание детей у нас никак не прокатит.. для этого нужно традиция и несколько поколений "воспитанных" взрослых..

      Оценка статьи: 5

      • Наташа Деспи , но коситься на лучший опыт не грех и след бы.

        Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев, согласна абсолютно..по поводу яаонского воспитания..может Вы знаете подробнее: вот, допустим, до шести лет ребенку все можно, а потом вдруг в один прекрасный день..хоп..то не делай, это не делай..как там с психикой?.. а известно, что основное воспитание -то лет до 3-х 4-х закладывается (пока "поперек лавки").. что вы думете?

          Оценка статьи: 5

          • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 10 июня 2011 в 22:54 отредактирован 10 июня 2011 в 22:57
            Я же написал

            Наташа Деспи , "осторожно накладываются ограничения" и через колено ломать не след. Я думаю, что для пользы воспитания надо, чтоб дети больше говорили, энергично жестикулировали, озорничали и проказничали в рамках допустимых и терпимых закидонов. Вон Лобачевский какой был сорви-голова в школе, а подишь ты,..

            Оценка статьи: 5