Собрания эти были событием для каждой семьи. Мамы и папы шли вместе. Домашние дела откладывались на потом. Явка всегда была стопроцентной.
У нашей «Н.П.» было железное правило, от которого она ни разу не отступила, — хорошее о детях говорится громко и прилюдно, плохое — тихо и наедине. Понятно, почему родители шли на эти собрания. Кому же не хочется услышать добрые слова о своём чаде?
В области воспитания подростков у нашей Нины Павловны был богатый опыт. Она работала со старшеклассниками. Выпускала десятый класс, и ей тут же «подбрасывали» очередной трудный девятый.
«Подростковый возраст — возраст трудный, возраст критический, — говорила Н.П. — Быть молодым — трудно. Отрочество — всегда поиски правды о любви и смерти. Это постоянное беспокойство: „Вдруг я не такой, как все?“ и ужас: „Вдруг я такой, как все?“ В этом возрасте человек очень раним. И он маскирует это суровостью, цинизмом. Жестокая юность жестока к себе и к другим».
А теперь — стоп! Хватит пугаться самим и пугать друг друга. Зачастую умные родители сами находят выход из сложных ситуаций, если они возникают в общении с подростками. Ведь у каждого из нас есть свои знания и свой жизненный опыт. Ну, а если не получается, мы просим совета у других.
Но справочников по воспитанию подростков не существует. И непонятно, какое поможет пособие, если после очередного скандала твоя любимая дочь захлопывает дверь своей комнаты со слезами и криком: «Вы никогда меня не поймёте!»
Именно с ответами на эти сложные вопросы мы возвращались с родительских собраний у Нины Павловны. На этих собраниях мы откровенно обсуждали конкретные жизненные ситуации, пытались найти возможные способы решения конфликтов с подростками. Причём способы небанальные, которые чаще всего и оказывались самыми успешными. Н.П. называла это парадоксальным воспитанием. Конечно, это — не научный термин, но для «внутреннего пользования» мы, родители, его активно применяли.
«Самое главное — не захлопнуть окно общения с детьми, — говорила Н.П. — Если есть общение, есть и возможность влияния. А для этого все способы хороши».
Мне особенно запомнился случай, рассказанный на родительском собрании одной уважаемой дамой, мамой троих детей. Она достойно разрешила назревающий конфликт благодаря тому, что сумела установить с сыном доверительное общение.
Однажды подошёл к ней сын-подросток и попросил денег, немного, но сейчас и срочно. «На что?» — поинтересовалась она. Сын совершенно искренне ответил: «Купить бутылку водки».
Мальчик объяснил, что у его друга случилась беда — его бросила подружка. Теперь парень очень расстроен, переживает, и вот трое лучших друзей решили поддержать его: посидеть где-нибудь, выпить, поговорить, короче, утешить беднягу.
Мама, естественно, пришла в ужас, представив себе, как подростки, включая её собственного сына, где-то в подворотне или в чужом подъезде распивают дешёвую водку. Деньги она дать отказалась, но предложила, чтобы вся компания часа через три пришла к ним домой. За это время мать быстро соорудила пару салатов, сделала котлеты и нажарила огромную сковороду картошки. Потом накрыла стол, выставила бутылку дорогого вина, бутылку хорошей качественной водки и объявила явившимся ребятам, что квартира в их распоряжении. А сама ушла к подруге.
Когда она вернулась, дома было чисто и тихо, водка осталась нетронутой, вино наполовину выпито. Зато вся еда была съедена без остатка. Сын подошёл, обнял её и сказал: «Ты знаешь, ма, парни сказали, что завидуют тому, какая у меня классная мать».
Сейчас этому мальчику уже далеко за двадцать. Он отслужил в армии, учится и работает, а все его друзья по-прежнему любят собираться на посиделки у него дома.
Делаем вывод: при подобных нестандартных ситуациях не стоит идти на поводу первых реакций, хотя, на первый взгляд, они кажутся самыми естественными. Ты у меня просишь денег на водку?! Паршивец, ещё молоко на губах не обсохло! И так далее в том же духе.
Но, хотя это и нелегко, попробуйте взять минутный тайм-аут. Справьтесь с волнением, чуть-чуть поразмыслите, и обязательно вам в голову придёт решение, которое устроит и вас, и ребёнка.
Чтобы воспитать хороших детей, нужны изрядные душевные усилия. Но только зная, как и куда прикладывать эти усилия, мы сможем уберечь свой дом от плохих детей и от горьких разочарований.
Если хорошенько подумать, каждый из нас наверняка припомнит случаи из своей жизни, которые остались в памяти. Ну так давайте, дорогие папы и мамы, делиться этим бесценным опытом, потому что он — для блага наших детей. А значит, для нашего блага.
Всем спасибо за внимание к статье и доброжелательные отклики.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А ведь никто так и не поделился опытом. Моему сыну 4 года. ВОСПИТЫВАЮ ОДНА ЕГО. и КАК ЖЕ ВСЁ-ТАКИ БЫТЬ ДРУГОМ ДЛЯ МАЛЬЧИКА?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгения Жаворонкова, блог обсуждения статьи не предназначен для того чтобы делиться опытом и отвечать друг другу на вопросы. Ваш вопрос вообще не в тему, да и ответить на него в общих чертах вряд ли возможно.
0 Ответить
Нормально.
0 Ответить
Хорошая статья. Завидую белой завистью тому парню, у которого такая понимающая мама ))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юлия Индиктор, Просто изумительная статья. Оценка 5 в степени "бесконечность".
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Хорошая статья и какая то ...теплая!
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Я никогда не ходила на общие родительские собрания. Да ! Я по жизни сменный работник, дети мои - двойняшки. У меня просто ни времени, ни настроения не было сидеть там и слушать, всякие всякости, хоть и полезные, про других детей. Я выбирала время и навещала школу. Все узнавала про своих двойняшек.
Признаюсь, не особо понимаю названия статьи, и в чем парадоксальность воспитания? Ну, предоставлена подросткам квартира, в холодильнике есть чего покушать. Парадоксальность в том, что подросткам выставлена водка с вином, при этом дети оставлены без контроля! Это чего нормально? Ой! Забыла – парадоксально!
Был у нас в городе такой случай. После выпускного - 10! мальчишек и девчонок на дачу поехали, Баню надумали топить, камин зажгли, все до одного угорели. Родители разрешение дали, проконтролировать им и в голову не пришло, а зачем? дети не пьющие. Горе-беда. Или парадокс
0 Ответить
Хорошая статья.
Дети, конечно, в подростковом возрасте перестают воспринимать родителей, как главный авторитет. А иногда и просто считают глупыми, не знающими жизни. Им не приходит в голову, что и родители когда-то были подростками и думали так же.
Но если родители с самого начала были для ребенка не только материальной, но и моральной опорой, если ребенок уверен, что что бы не случилось, как бы он не провинился, но родители всегда останутся на его стороне (хоть и поругают, и накажут), то будет и контакт, и влияние, и благодарность уже взрослых детей.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Юлия Индиктор,спасибо.Очень проникновенно и о воспитании и о воспитателе.Очень важно, когда передают такой драгоценный опыт и еще важнее, когда его не забывают и продолжают это уже своими силами и для других, для тех, кому не повезло встретить таких достойных огромного уважения Н.П.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Благодарю! Тема очень интересная! порой, за свою первую реакцию на "выходки" детей мы поступаем неправильно, а, затем, очень в этом раскаиваемся...
0 Ответить
Спасибо.Эта тема всегда будет актуальной и пднимать её надо почаще.
1 Ответить
Хорошая статья и тема очень важная. Я хоть и прошел этот жизненный этап, однако всегда интресуюсь этими моментами. Не помню сейчас где прочел, но суть прочитанного мне понравилась, если у ребенка по жизни возникают проблемы или вопросы, то родителям следует разрешать их вместе с ребенком, причем с позиций восприятия и понимания ребенка, а не с позиций взрослого родителя или в стиле "тебе еще это рано знать; вот вырастешь-узнаешь" и т.п. К сожалению, не так много родителей заморачиваются подобными мыслями.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
У меня друг детства, старше на 2 года. Когда уходил в армию, оставил ключ от своей комнаты в квартире родителей. Мы в любое время могли собраться там, слушать музыку, беседовать. Спиртное не потребляли.Мать его и слова нам не говорила, даже была рада нам.
Много случаев, когда расходятся взгляды на воспитание детей, отца и матери.
Каждый считает, что воспитывать надо так, как он(а) считает.
Ребёнку трудно сделать выбор, чью сторону воспитания принять. Принимает ту, которая ему выгоднее. А часто порой она оказывается ошибочной. Это он понимает когда взрослеть начинает.
Оценка статьи: 5
2 Ответить