Татьяна Морозова Мастер

Что нужно знать, если ваш ребенок - вундеркинд?

«Вундеркинды — это чудо-дети, удивляющие обывателей своими необыкновенными способностями», — так пишет о них энциклопедия. Как правило, они поражают своей изумительной одарённостью в раннем детстве.

Фото: Depositphotos

И действительно, раннее проявление умственных способностей может быть предвестником особого таланта. Если ребёнок в три года научился самостоятельно читать, как академик И. Виноградов, или примерно в этом же возрасте освоил правила шахматной игры, как Хосе Рауль Капабланка, можно ожидать, что, повзрослев, он добьётся выдающегося успеха.

Однако в некоторых случаях необыкновенные умственные способности могут оказаться явлением временным, преходящим. Случается так, что ребёнок взрослеет и теряет свои удивительные детские возможности. Особенно часто это происходит, когда малыш необычно быстро овладевает речью и разговаривает как взрослый. По мере взросления речевая активность может ослабевать, и сверстники, как правило, догоняют такого «вундеркинда». Ранняя речь (до годика) может свидетельствовать также о том, что развитие мозга сильно опережает общее развитие, и это очень опасно, так как детский организм может не справиться с этой патологией.

Иногда дети уже в дошкольном возрасте проявляют удивительную изобретательность, но в дальнейшем у них может проявиться односторонность умственных возможностей. То же самое происходит и при особых способностях в математических вычислениях. Этот ранний интерес к счёту в уме может быстро угаснуть, являясь эпизодом возрастного развития, а может и остаться, как например у Эммануила Ласкера, ставшего доктором математики и чемпионом мира по шахматам.

Эммануил Ласкер не утратил способности с возрастом
Эммануил Ласкер не утратил способности с возрастом
Фото: ru.wikipedia.org

Необыкновенная умственная активность пятилетнего малыша не даёт никаких гарантий, что она сохранится в дальнейшем. Поэтому, дорогие родители, не обольщайтесь ранними успехами — спускаться с пьедестала тяжелее, чем подниматься. Знаете, что говорил Лев Николаевич Толстой о вундеркиндах:

«Сколько я их встречал, и сколько раз обманулся! …Пускай наперёд вырастут и окрепнут, и докажут, что они не простой фейерверк!»

Однако любые ранние проявления таланта надо принимать всерьёз, вот только форсировать его развитие следует с большой осторожностью, чтобы не навредить психике ребёнка, его здоровью. Можно согласиться с утверждениями некоторых учёных психологов, что выражения «вундеркинды», «одарённые дети» и даже «очень талантливые ученики» — весьма условны, так как предварительно проявившиеся особенности могут не получить ожидаемого развития. И всё же у многих детей с ранним проявлением одарённости умственные достоинства сохраняются и в дальнейшем приумножаются.

Ранние проявления таланта надо принимать всерьёз, вот только форсировать его развитие следует с большой осторожностью, чтобы не навредить психике ребёнка, его здоровью
Ранние проявления таланта надо принимать всерьёз, но форсировать его развитие следует с большой осторожностью, чтобы не навредить психике ребёнка, его здоровью
Фото: Depositphotos

Конечно, дорогие родители, относиться с безразличием к проявлениям таланта тоже нельзя, надо поддерживать и укреплять детскую одарённость. И не забывайте, что развитие способностей зависит от обучения и воспитания.

Очень важным для развития одарённости является высокая требовательность к себе, связанная с самокритичностью. Требовательность к себе заставляет экспериментировать, мобилизовать внутренние возможности, формировать новые качества и знания. Помогайте своему вундеркинду, но не торопитесь делать прогнозы и помните о недопустимости перегрузок и переутомления, ведь они напрямую связаны со здоровьем ребёнка.

Человеческий опыт показывает, что наиболее перспективно такое развитие интеллекта, которое несёт в себе направленность и сочетается с укрепляющейся с годами склонностью к определённому виду деятельности. Очень важно знать, к чему обнаружены способности, и помнить, что у некоторых детей выбор специальности может оказаться неудачным, а при несоответствии склонностей и профессии не происходит, как правило, расцвета таланта.

Иногда сами родители из-за неправильных авторитарных установок могут стать виновниками подавления способностей у своих детей. Очень часто это происходит в тех случаях, когда им не нравится предмет, которым увлекается ребёнок. Важно всегда помнить, дорогие родители, что разностороннее развитие при наличии определённых природных данных является основным условием расцвета таланта и гениальности, и даже при отсутствии ярко выраженных природных данных оно обеспечивает достижение в избранной деятельности высоких результатов.

Важно вовремя понять, в какой области лежат таланты ребенка
Важно вовремя понять, в какой области лежат таланты ребенка
Фото: Depositphotos

Высокоталантливые люди, как правило, отличаются многосторонностью развития и разносторонностью деятельности, и творческие биографии многих знаменитостей (Аристотеля, Леонардо да Винчи, Ломоносова, Менделеева) это подтверждают. Случается, что ярко одарённый человек до самых зрелых лет ищет своё призвание — может не определиться в школьном возрасте область занятий, в которой способный ученик мог бы проявить себя и добиться творческих достижений. Ранняя специализация не всегда благо — и может талант остаться лишь возможностью…

И всё-таки очень многие выдающиеся люди проявили незаурядные способности уже в детстве. Александр Грибоедов, например, в 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 закончил сразу два отделения: словесное и юридическое.

Одарённость многих детей с ранним проявлением таланта выдерживает испытание временем. Отнеситесь к проявлению одарённости своих детей со вниманием, берегите их и постарайтесь не навредить при обучении и воспитании.

Обновлено 13.11.2018
Статья размещена на сайте 18.05.2007

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Как минимум, процентов 50%родителей считают, что у них растет вундеркинд. Остальные уверены, что индиго

    • Татьяна Пучкова, а на деле 90%- обычные обывательские идиоты.

      • Татьяна Пучкова Модератор 15 ноября 2018 в 17:06 отредактирован 15 ноября 2018 в 18:26

        Игорь Ткачев, ну вот опять. Я пошутила, А что ж Вы так зло? Обыватель не обязательно идиот.
        Необъективная оценка родителями своего дитяти не редкость. Красота в глазах смотрящего. Ум и способности там же.
        Хороша дочка Аннушка! Хвалят мать да бабушка. Пословица актуальная не одно столетие.

        • Татьяна Пучкова, а потому что правдиво - либо зло, либо некрасиво.

          А почему идиоты? Вы сами прекрасно проиллюстрировали Вами приведенными поговоркой и родительской слепотой-любовью: ума в таком подходе не много.
          Как немного его в родителях, которые во что бы то ни стало хотят из своих детей сделать вундеров.

          Почему хотят? 1) потому что НЕУМНО полагают, что чудо-ребенок значит успех 2) потому что хотят на этом заработать 3) самая большая глупость в том, что не понимают, что они калечат своих детей, подкладывая их под извращенные желания тех же обывателей.
          Есть и такие, которые наивно полагают, что ребенок-продижи имеет больше шансов стать счастливым. Что также неумно.
          Вы все еще будете утверждать, что эти родители - не идиоты?

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 14 ноября 2018 в 11:53 отредактирован 14 ноября 2018 в 11:57

    Знать нужно, что если ваш ребенок вундеркинд, то социум сделает все, чтобы из вашего вундеркинда вырос несчастливый вундерменьш.
    Само понятие "вундеркинд" - идиотское. Из цирка средних людей.

    "Vanity is definitely my favorite sin". Devil's Advocate.

  • Интересно, а вундеркиндом, можно стать например в 20 или ещё старше?

  • Прав, прав был Лев Николаевич! Я конечно вряд ли был вундеркинд, но читал в три года, писал уверенно в четыре и т.д. До пятого класса шел в гору. А потом как-то расслабился и большинство своих способностей не то даже, что бы растерял, а... не развил дальше. Теперь о своей лени и разгильдяйстве (особенно в институтский период) жутко жалею.
    Слишком давить на детей, а уж тем более стараться СДЕЛАТЬ из них вундеркиндов ни в коем случае нельзя. Моя знакомая как-то чуть ли не насильно заставляла своего вполне нормального сына читать умные книги и т.д. Ну и что? Только отвращение к чтению развила. Способности ребенка надо угадывать и поощрять - тут талант нужен уже родительский. Но памятуя свой печальный опыт дитятю нужно также учить усердию и дисциплине. Надо объяснить, что даже умному и способному легко только до определенного рубежа. А дальше нужен труд и терпение, если он конечно хочет достичь конкретной цели.
    За статью спасибо!

    Оценка статьи: 5