Скажу старую банальность: «Каждый ребёнок уникален». Они уже рождаются такими, или с задатками лидера, весельчака, любопытного познавателя окружающего, или, что тоже неплохо, «неспустихи» обид.
Предлагаю идеи, которые помогут действовать сознательно, чтобы научить чему-то новому вашего ребёнка. Так вы построите новые отношения, и у вас, наконец-то, наступит взаимопонимание!
С началом учёбы в школе привычная картина мира малыша меняется кардинально — он, оказывается, не является центром Вселенной. Ведь до тех пор его окружали сюсюкающие бабушки, дедушки и любящие родители. Отныне же ему придется соответствовать требованиям строгих учителей, научиться понимать и принимать критику.
1. Начинается формирование детской самооценки. Этот очень важный момент нельзя упустить — есть шанс привить ребёнку нужную степень уверенности в себе. Первоклассник задумывается о своём положении в обществе и успешности. На первый план выходит новый принцип «надо» вместо садиковского «хочу». Пока школьник не понимает, зачем он ходит в школу, и скоро теряет к ней интерес. Объясните, что знания дадут ему в будущем. Не используйте в разговоре избитые клише: «Учись хорошо, а то в жизни не устроишься», или «Делай всё, что скажет учитель». Искренние рассказы заинтересуют ребёнка больше скучных нотаций. В бытовом общении приводите интересные запомнившиеся вам факты из истории, географии, культуры, литературы. Это немало обогатит интерес школьника к получению новых знаний. Главное — научите первоклашку доводить начатое до конца.
2. В новом коллективе, где социальная роль первоклашки претерпела сильные изменения и приходится отвоёвывать жизненное пространство среди сверстников, ваша главная задача — научить ребёнка самостоятельно решать свои проблемы, а не решать их за него. Если он делится своими неудачами, демонстрируйте понимание и поддержку и не отмахивайтесь пустяковыми фразами. Он подумает, что вы не понимаете всей сложности ситуации. Ребёнок признаётся, что считает себя глупым, бездарным, некрасивым? Не разубеждайте в обратном, а попробуйте разобраться — почему он так считает, может, кто-то сказал ему об этом. Постарайтесь вникнуть в детские переживания и проанализировать их. Доброжелательно, с чуткостью и глубоким вниманием. Позвольте малышу обрести свой жизненный опыт и научиться разбираться с любыми ситуациями. Это очень ценно. Так вы завоюете его доверие и станете его настоящим другом!
3. Родительская критика. Да, дети иногда нас злят и раздражают. Часто мы теряем терпение на этих копуш, растеряш, упрямцев и срываемся на окрики. Нередко направляем их на самого ребёнка, а не на детские оплошности. Это не может принести ничего конструктивного. Выражая свои эмоции, никогда не нападайте на индивидуальность, личность или характер ребёнка. Его внутреннее «Я» ещё не сформировалось и очень зависимо от подобных высказываний. Конструктивная критика не задевает личность ребёнка — это подсказка, как лучше выполнить ту или иную задачу. Он будет вам благодарен за отсутствие негативной реакции на его проступок. Недопустим в общении с ребёнком и родительский сарказм. Себе мы кажемся необычайно остроумными, но маленькому человеку просто нечего ответить на подобные выпады. Он замыкается и уходит в себя, запоминая хлёсткие слова взрослых на всю жизнь. Просто скажите: «В конце концов, ничего страшного не произошло».
4. Всегда относитесь к позиции ребёнка и его мнению по какому-либо поводу с уважением. Он не упрямится — он отстаивает своё видение ситуации. Ведь родитель для него — всесильный, умный хозяин его жизненного пространства. Хорошо, если у ребёнка есть своя уединённая комната в квартире, куда он может уйти во время конфликта, чтобы избежать упрёков и неприятных вопросов.
Не склоняйте выполнять ваши требования насильно — ничего, кроме обиды и бессильной ярости, вы не добьётесь. Принятие аргументов, немного свободы, доверия и сотрудничества — и ситуация станет более мирной. На время — ведь ваш ребёнок растёт и скоро подкинет новую проблему!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...