Методика невероятно популярна во всём мире. И именно на ней выросли самые успешные люди. Например, Стив Джобс, Джордж Клуни, писатель Габриэль Гарсия Маркес, основатель Amazon Джеффри Безос и создатель Википедии Джимми Уэйлс, и многие другие.
Мудрый друг родителей
Теперь и у вас есть возможность воспитания ребенка по системе Монтессори. Книга «Энциклопедия Монтессори» поможет. Она подскажет, как разобраться со всеми родительскими вопросами. Вы поймёте это, как только увидите оглавление.
Главный плюс — фундаментальность книги. Она написана президентом Фонда Монтессори Тимом Селдином. Он сам был учеником школы Монтессори, затем педагогом и директором, и его дети воспитывались по этой системе воспитания. К тому же за его плечами — 40 лет опыта преподавания по заветам Марии Монтессори.
Он знает, как договариваться с детьми любого возраста, налаживать с ними диалог и решать все проблемы без ссор, наказания и крика. А главное — как воспитать самостоятельного и уверенного в себе ребёнка.
По заветам Монтессори
Сегодня сложно найти родителя, который никогда не слышал о Марии Монтессори.
Её подход к детям был прост. Она верила, что должна:
- уважать каждого ребёнка как личность;
- обеспечивать ребёнку максимально возможную свободу передвижений;
- помогать ребёнку становиться самостоятельным и без труда познавать мир.
И главное — «разжигать внутренний огонь познания в детях». Мария Монтессори и все педагоги её школ уверены, что детей нужно учить так, чтобы им было интересно и чтобы у них появился блеск в глазах, вызванный искренней радостью от познания мира.
Все эти важные принципы отражены в книге.
Что ещё в книге?
Внутри — копилка практических советов: как ухаживать за ребёнком с рождения до поступления в первый класс, как предотвращать детские истерики и учить дружбе, как прививать личную гигиену и рассказывать о других культурах. А ещё — развитие ребенка — развитие речи и сенсорного восприятия, математических навыков, навыка письма, чтения и музыкального слуха. Для каждой темы даются примеры и идеи игровых занятий.
Все ключевые идеи методики Монтессори описаны кратко и понятно.
- Много красивых иллюстраций, в том числе картинок-инструкций, по которым можно понять те или иные моменты, даже не читая книги.
- Простые ёмкие тексты, никакой воды и лишних отступлений.
- Море экспериментов и мастер-классов, которые помогут развить самые разные способности ребёнка.
А теперь — пара полезных отрывков из книги.
Как приучить малыша к домашним делам
Как считала Мария Монтессори: «Малыши хотят быть частью мира взрослых. Работа доставляет им такое же удовольствие, как и игра, если им позволяют ею заниматься».
Помогите малышу, просто предложив ему подходящие условия.
Сервировка стола. Купите набор детских столовых приборов. Обведите каждый из них, чтобы показать ребёнку, куда ставить тарелку и чашку.
Фотографии-этикетки. Наклейте на корзины для хранения игрушек фотографии, которые помогут ребёнку возвращать всё на свои места. Также фотографии можно наклеить на полку, и тогда они будут показывать, как она должна выглядеть, когда все игрушки расставлены по местам.
Место для игр. Дайте ребёнку небольшой коврик, чтобы обозначить его рабочую/игровую зону. Игрушки и пазлы расползаются по всей комнате, если не помочь ребёнку ограничить их определённым пространством. Небольшой коврик станет замечательным «ограничителем» на полу.
Как быстро надеть куртку. Самое сложное для малыша — надевать верхнюю одежду. Временами даже взрослому непросто нащупать рукав. В монтессори-садах зимой, когда большой группе малышей нужно одновременно надеть куртки, чтобы выйти на улицу, учат простой технике, позволяющей справляться с этой задачей с минимальным вмешательством взрослых.
Необычный эксперимент. Живой носок
В тёплое время года во время прогулок по лесу на одежду часто цепляются репей и семена других похожих растений. Предложите ребёнку надеть пару длинных гольфов поверх штанов и прогуляться там, где можно встретить такие растения.
По возвращении домой положите гольфы в тазик и поставьте его на солнце. Намочите гольфы и оставьте один конец в воде, чтобы он впитывал воду. Через неделю-другую семена начнут прорастать и у ребёнка появится «живой носок»!
Не каждый учитель становится родителем, но каждый родитель должен быть учителем. Это завет Марии Монтессори — одного из лучших педагогов XX века. Научитесь расширять возможности ребёнка, чтобы помочь ему полностью раскрыть свой потенциал.
По материалам книги «Энциклопедия Монтессори» Тима Селдина.
А вот что писала о Монтессори Надежда Константиновна Крупская (напомню, не только жена Ленина, но и человек, создавший за короткий период разветвленную сеть детских садов в СССР): "Я видела детские сады в Швейцарии и Франции. Там учили только слушаться и работать в одиночку. Важно, чтобы работа детского сада была так организована, чтобы детям сначала в кругу небольших групп, а потом и в более широких группах постоянно приходилось разрешать общие трудовые и организационные [задачи]. Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоем, втроем, вчетвером. Играй не в одиночку, а вместе. Учись не в одиночку, а вместе.
Система Монтессори тем и нехороша, что она разъединяет, а не объединяет ребят".
1 Ответить
Елена Крылова, кто-кто, но не Надежда Константиновна Крупская имеет право что-либо говорить о воспитание детей. К созданию системы детских садов она имеет косвенное отношение, лишь только потому, что, как все приспешники революционной идеологии, считала необходимым освободить рабоче-крестьянскую женщину от домашней кабалы (моя мама - пережившая те времена, смеясь приговаривала:"раскОбылить женщин")и "дать ей возможность пахать на общее благо", а в садиках "воспитывать строителя коммунизма".
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Уважаемый автор, Монтесори ни когда не ставила задачи, чтобы дети, которые пользовали её методику, "во многом опережали своих сверстников". Методика Монтесори позволяет детям в период освоения "предметной деятельности" (3-6 лет) заниматься этим - освоением, разнообразно и целенаправленно, а специалистам иметь возможность (при необходимости) корректировать этот процесс. Никакого ускоряющего развития в этой методике нет, и не было.
Вообще, ускоренного развития человеческим детям не нужно - оно идет согласно программе развития мозга и организма, заложенной природой.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Даёт хорошие советы. Но у нас они не приживутся, поскольку менталитет слишком стандартизирован: раздельное воспитание по полу, навязывание родителями, воспитателями садов детям мальчишеских и девчачьих игр. Нет свободы.
У нас когда взрослый видит, что, к примеру, девочка играет с машинками, конструирует, одёргивает её и напоминает, что девочка должна играть в спокойные игры с куклой. Взрослый не понимает, что девочка развивает аналитическое мышление, в будущем она может стать отличным инженером.
То же с мальчиками. Читала одну даму, она жаловалась, что сын, когда к его сестре приходят подружки, играет с ними в куклы. Дама волновалась, что он может стать гомосексуалистом, не зная, что ориентацию сформировать нельзя, это нечто врождённое, и её не изменить.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Екатерина Иванова, где это - про девочек не играющих в машинки, мальчиков не играющих куклами, Вы видели? Если это в каком - либо садике, то прочь из него, детям там делать нечего. Правда, как и в садике (центре развития), где кроме Монтессори, ничего другого не знают. Хотя к Монтессори отношусь с большущим уважением.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Из системы Монтессори можно брать некоторые (но не все!) рекомендации.
Они хороши для воспитания детей в доме. Например, те же фотографии, которые прикрепляются к полке с книгами или с игрушками, чтобы ребёнок знал, как должна выглядеть полка, если на ней всё расставлено правильно.
Очень хороши советы по умению правильно разложить посуду на столе.
А вот для детских садов эти советы, увы, не всегда хороши. Ребёнку предлагается сделать самому, и вроде бы это неплохо, но! - ему предлагается сделать что-то одному. В то время как, выполняя задачи вместе (я, например, помню, как мы в садике вместе вырезали украшения для гирлянд. Не по одиночке, а всей группой!) ребёнок учится не только что-то делать, но ещё и общаться. И сравнивать, насколько хорошо получается у него и у других. Это очень важно.
Сейчас пошла такая тенденция - разобщать людей. Почему бы этим не заняться в детском возрасте? Да ещё и под благовидным предлогом? Статья написана хорошо в плане подачи материала. Но рекомендации и советы Монтессори не всегда хороши.
Оценка статьи: 5
0 Ответить