Но минимальный сказочный уровень: мачеха просто злая (вроде как в сказке про Гензеля и Гретель, где мачеха выгоняет детей из дому, мотивируя это тем, что есть нечего). А максимальный: мачеха — злая колдунья (как в сказке про Белоснежку, где злая мачеха не просто убивает ненавистную падчерицу, но еще и заколдовывает ее).
Внимание, вопрос! Если в жизни мачехи бывают разные, злые и добрые, щедрые и скупые, любящие и не особо, то почему же в сказках все мачехи одинаковые, и при этом все — злые?
Различается только степень злобности, а точнее — возможность и способность делать злые дела. Впечатление такое, что каждая мачеха просто мечтает напакостить по максимуму, но у некоторых не всегда получается — по независящим от них причинам.
В фольклоре всех народов мира имеются сказки про злую колдунью, которая нападает на родную мать какого-нибудь ребенка, убивает ее и занимает ее место. И вот лежит несчастная мать где-нибудь на дне реки, и камни тяжкие на тело давят, и водоросли волосы заплели, за руки держат, и песок на ноги насыпался. В общем, ни рукой, ни ногой не шевельнуть.
А злая колдунья в это время на ее месте сидит, ее мужа целует, ее ребенка нянчит. И никто, ни один взрослый человек и понятия не имеет, что произошла подмена. Только ребенок точно знает, что мать его убили, а вместо нее — чужая.
Вот интересно, откуда ребенок об этом знает? Ведь при чужой он так же сыт, одет и обут, как при родной. А то и получше, ведь чужая очень старается сойти за свою, родную. И игрушки у него, и все, что душе угодно, кроме разве что птичьего молока и комариного сала.
В сказках такого рода обычно нет упоминаний, что ребенка как-то мучают, бьют, недокармливают и прочее. Оно, конечно, случается, но уже потом, когда колдунья пообвыкнется на новом месте. Но ребенок-то сразу знает, что это — не его мать!
И представляется, что все дело в любви. Девять месяцев плод растет, неразрывно связанный с материнским телом, и мать — не просто источник питания, она — вся его жизнь. И вот в один момент он разъединяется с этим источником блаженства, лишается привычного и безопасного места существования. И становится мучительно одинок.
Обратите внимание на то, как маленькие дети стремятся к физическому контакту. Это им необходимо, как напоминание о том счастливом и безопасном времени, когда малыш жил в материнской утробе, защищенный от всех возможных неприятностей и опасностей. Кроме того, физический контакт подтверждает наличие безопасных мест и в этом мире, дает ребенку чувство защиты и любви.
Ребенок нуждается в материнской любви, это одна из основных его потребностей, удовлетворяемых только в детско-родительских отношениях. Ведь только любовь дает ему уверенность в завтрашнем дне: ребенок — зависим от взрослых, в первую очередь от матери, он не может самостоятельно выжить, и если его не любят — это угроза для выживания.
Именно поэтому дети так чувствительны к отношению к ним взрослых, поэтому мгновенно и почти всегда безошибочно определяют, кто их любит, а кто нет, кто действительно ими интересуется, а кто только делает вид. Со временем этот талант пропадает за ненадобностью, ребенок становится самостоятельным. Но пока он зависим, то очень остро чувствует любовь и нелюбовь.
Для многих современных родителей любовь заменило чувство долга. Они не столько любят ребенка, сколько должны все сделать правильно: правильно пеленать, правильно играть в развивающие игры, правильно кормить, правильно учить и так далее. Они должны заработать достаточно, чтобы обеспечить ребенку модную одежду, различные игрушки вроде смартфонов (чтобы не хуже, чем у других), приличное образование и прочее. Должны.
Иные из чувства долга сделают то, что другие не сделают даже из чувства самой пламенной любви. Но ребенку на чувство долга, мягко говоря, плевать. Он не понимает, что такое чувство долга, зато очень хорошо понимает, что такое любовь. И там, где нет любви, для него — пустота. Мрачная и холодная, как черная дыра в космосе.
Именно поэтому в сказках о подмененной матери только ребенок и чувствует, что место матери заняла чужая женщина. Да, он сыт, одет, обут и окружен игрушками, но он не ощущает главного — любви, столь ему необходимой. Пусть родная мать не умеет варить вкусную манную кашу, но ребенок предпочтет давиться комочками пополам с любовью, чем есть вкуснейшие блюда, приправленные только равнодушием.
Вот он, секрет сказок про злую мачеху. Вот почему мачеха — всегда злая. Тут вопрос и не в родстве вовсе, а в чувстве любви. Если ребенок не ощущает любви, значит, перед ним не мать, а мачеха. А та, что не любит, никак не может быть доброй. Ну в самом-то деле: если добрая, то почему не любит? Если чувствует любовь — однозначно мать!
Бедные недолюбленные дети… Уже став взрослыми, они сочиняли сказки о своей мечте — о любящей матери. И та, которая не любила, в сказках превращалась в злую колдунью. А любящую можно было освободить, оживить, главное — совершить подвиг. И в сказках ребенок обязательно совершает такой подвиг, и его родная мать — любящая всей душой! — выходит из реки живая и здоровая, и обнимает свое чадо, которое просто купается в волнах любви. А злую колдунью убивают или как минимум прогоняют прочь с позором.
Жаль, что в жизни все бывает совсем не так. И недолюбленные дети, даже совершив подвиг, не получают в награду любовь и несут этот тяжкий груз недолюбленности всю жизнь, сгибаясь под этой непосильной ношей.
А все должно быть наоборот. Чтобы никакой злой мачехи. Чтобы никаких дорожек из хлебных крошек или отравленных яблочек. Чтобы всегда — любовь. И вместе, взявшись за руки, окутанные теплой лаской любви, вперед, в светлое будущее, к приключениям жизни!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...