Ответ поищем в Интернете, где подобные вопросы частенько обсуждаются. Хотя вряд ли мы откроем что-то неожиданное: как правило, жители жалуются на жадность и наглость рабочих ЖКХ; сантехники/электрики — на жадность и наглость жителей. И нельзя сказать, что претензии обеих сторон необоснованны. Точнее, трех сторон.
Третья — управляющая компания, у которой нередко есть вопросы и к жителям, и к своим работникам. К жителям — по своевременному внесению квартплаты, переделкам в квартирах и даже за их пределами, порче имущества и пр. К работникам — по выполнению платных частных заявок. Причем чаще не по качеству выполнения, а по оплате услуг.
Раньше к работникам ЖКХ было две претензии: приходят пьяными и некачественно выполняют работу. Но это раньше. Классические «пьяные сантехники» закончились лет десять назад. Неумелые, в общем-то, тоже. Конкуренция велика!
Конечно, недочеты в работе случаются у всех и всегда. Теперь основной претензией стало то, что раньше само собой подразумевалось: мастер ЖКХ хочет получить плату за свою работу.
Обратимся к Интернету.
- Сантехник управляющей компании потребовал плату за прочистку унитаза. Должны ли мы что-то платить, ведь и так каждый месяц оплачиваем техобслуживание?
- Ребенок сломал «пимпочку» на газовой плите. Вызов мастера стоил вдвое дороже ремонта «пимпочки». Не забывайте спрашивать квитанцию, а то сделают тяп-ляп, а потом снова придется платить.
- Уронили и не могли достать предмет из унитаза. Сантехник достал — платно.
- На засор канализации приехали два сантехника. Взяли плату из расчета «на каждого», аргументировав: не заплатите — в следующий раз не приедем.
- Нужно ли платить, если в неприватизированной квартире потекли кран или батарея? А если у вас еще и льготы?
И далее, в направлении: «А должны ли мы платить?»
Смотря за что. И кому.
Вообще-то, существуют вполне четкие правила, определяющие, какие сантехнические работы и услуги не входят в плату за техобслуживание. Есть общедомовые коммуникации: электропроводка, водопровод, газоснабжение. От них отходят ответвления на квартиры. Между стояковыми и квартирными коммуникациями установлены автоматические выключатели (в электросети), запорная арматура — вентили (в газовой и водопроводной сетях). До автоматов и вентилей — общедомовое имущество, после — ваше.
Другой вариант: границей «дома» и «квартиры» являются приборы учёта.
- Все работы на «ваших» коммуникациях в стоимость техобслуживания не входят и оплачиваются отдельно.
Стоимость одних и тех же услуг в разных управляющих компаниях может варьироваться.
Больше того: даже в муниципальных коммунальных службах разных районов города расценки могут различаться. А вот разница в расценках у «частников» и «муниципалов» обычно невелика. И качество исполнения зависит от человека, а не от того, работает он в ЖКУ, РЭУ или УК. Или вообще не обслуживает ваш дом, а пришёл «со стороны».
Кстати, любая эксплуатирующая организация даёт гарантию на выполняемые работы. Только, в отличие от частных мастеров и небольших фирм, она не исчезнет. Главное, сохраняйте чек на оплату услуг и/или акт об их выполнении и номер вашей заявки.
Но допустим, гарантия у нас есть. Все равно остаётся одна из главных претензий к коммунальщикам: дорого! И с этим я лично полностью согласен.
То есть кому-то, конечно, и недорого, но возможности у людей разные. Зато расценки для всех одни. Официальные. Они, кстати, не включают материал — его вы покупаете сами. Или просите мастера — тем более, он точно знает, что нужно приобрести.
Если, конечно, ему это нужно «за так». От вашей оплаты он получит максимум 50%. Или меньше: например, в моей организации — 30%. Минус, естественно, налоги. И то — после того, как поступит оплата. Работу мы, конечно, сделаем нормально, но едва ли сверх того.
А кто-то и спешить на такую «платную» заявку не станет, и делать работу будет долго, да и с весьма средним качеством. Увы, человеческого фактора никто не отменял. Повторю: у нас работают профессионалы, но идеализировать людей не стоит.
Впрочем, есть «средний» вариант, который порекомендует любой мой коллега: договориться с мастером лично. Конечно, официальной гарантии вы не получите. Но подавляющее большинство мастеров дорожат своей репутацией, да и работают на одном месте годами. При этом он заработает больше, вы заплатите меньше… возможно. Кто-то, по совести, запросит с вас плату, существенно ниже официальной. А кто-то обрадуется, что теперь можно получить всю сумму. Что сказать? Договаривайтесь, все зависит от вас! Иной раз небольшую неисправность устранят и бесплатно…
Есть и отдельные, трудноразрешимые вопросы.
Например: кто компенсирует ущерб после залития из-за лопнувшей батареи? Или если после замены батареи в квартире потекла труба выше или ниже по стояку? И соседи считают, что это ваши рабочие «тронули» общий стояк?
Положим, во втором случае вину ваших рабочих (и соответственно, вашу) нужно еще доказать.
Сложнее понять, кому принадлежит лопнувшая батарея. Я лично однозначного ответа в доступных источниках не нашел. То ли собственнику — если на ней имеется запорная арматура. То ли дому — тогда ремонт — бесплатно! — выполняет УК. Разве что сам радиатор придется приобрести собственнику квартиры.
Если же потекла самостоятельно замененная батарея — вина, скорее всего, ваша. Часто мы, не доверяя «криворуким» работникам ДЕЗ, нанимаем мастеров со стороны. «Свои» разве что отключат стояк, а всю работу делает «фирма». Потекло или произошла иная неисправность? Не вопрос, обращайтесь к «фирмачам»! Если что, пусть они и ущерб компенсируют…
Возможно, в теории и при строгом следовании правилам, можно и иначе. Но современная практика примерно такова.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...