Ребенок не плакал, но в его глазах уже лежала эта фатальная российская грусть. Нам обоим было одинаково больно — мне, и этому совершенно незнакомому малышу.
Чуть позже, сжимая рычаг горящего танка, я все думал о его жизни и, поверьте, почти плакал.
Строка вторая (основополагающая)
Наверное, мы сделали вид, что забыли о главном: нет ничего важнее любви!
Гнусный Макаренко, изучив десятки томов литературы по психологии и педагогике, нашел лишь один верный способ завоевать авторитет у воспитанников… и это была не любовь. Он ли зажег тот факел, ведущий в пропасть, мне неизвестно. Но идем мы его дорогой. Ломаем и самоутверждаемся.
Строка третья (рационализаторская)
Вот если бы изобрести некий «любометр». Прикладываем его соискателю к сердцу: «Ага! Любви-то в вас, любезнейший, маловато. Нельзя вам пока потомством обзаводиться. Приходите, голубчик, через годик!» Может, тогда бы все стало понятнее?
Строка четвертая (скептическая)
Теперь мы прячем свою непригодность за технологии и методики. «Да у меня сто первый разряд по педагогике. Я пил кофе с Пиаже и Гальпериным, когда они спорили».
Строка пятая (обратноизощренная)
Другая родительская паранойя — жертвенность. «Сю-сю! Вот, дитятко, лучший кусочек. Скушай. Папочка так старался специально для тебя». Святой родитель счастлив. Дите растет добротно-эгоистичное и основательно загубленное.
Строка шестая (методологическая)
Самое лучше воспитание ребенка — отсутствие воспитания. Не трогайте, все равно не умеете. Просто любите и оберегайте. Они ведь совершенно другие. Как бы мы не силились мыслить по-детски — не получится.
— Сынок, ты давно это сломал?
— Да, пап, давно-о-о…
— Когда? В прошлом году?
— Нет, утром.
Другая, детская категория времени. Другой образ восприятия и мышления. «И только Самосвал знал, где Снегурка закапана, но он никому не сказал». Эта фраза, недавно брошенная сыном, еще раз подтвердила мое безграничное уважение к детству.
Строка седьмая (поделочная)
Детское сознание совершеннее и богаче нашего. Есть ли смысл его ограничивать? Сначала мы заклеиваем дверцы шкафов скотчем, а потом удивляемся — а почему наш ребенок никак не привыкнет помогать родителям по дому?
Пусть ломают вещи — вещи не стоят ровным счетом ничего. Это ведь хорошо, что они ломают — есть возможность достать с балкона рубанок и молоток.
Мы как-то сделали с детьми книжный шкаф почти до потолка. Пилили ДСП по очереди, сверлили дырки и закручивали шурупы. Это занятие одинаково захватило и сына, и дочек. С тех пор дети по-особенному уважительно относятся к дрели и шкафу, впрочем, как и ко многим другим предметам обихода.
Здесь мы вплотную подошли к идеям Б. Скиннера о положительных и отрицательных подкреплениях. Если сформулировать просто: создайте условия для позитивной деятельности своего чада. Ведь нам просто некогда выпиливать с ними шкафы, поэтому малыши крушат уже существующие.
У нас дома все стены заклеены детскими рисунками. И вот на исходе первая пятилетка творчества — пора делать ремонт и выделять под рисунки не все стены, а только одну. Эта стена обязательно должна быть!
Строка восьмая (книжная)
Мы читаем детям на ночь. Чаще этим занимается мама, пока я пытаюсь посадить горящий самолет и успеть до закрытия молочного магазина.
Читаем сказки по две-три главы. Малыши с удовольствием ждут продолжения. Перед тем, как начать чтение, вспоминаем, на чем остановились в прошлый раз. С удовольствием слушали «Волшебные приключения Нильса», «Мальчик-Звезда», «Приключения Буратино», «Три толстяка», «Озма из страны Оз».
Иногда дети долго не засыпают, устраивая баталии. Мы стараемся не очень в этом их ограничивать. Хотя рычаги корректировки их поведения мы сохраняем: баба Яга (иногда баба Йогурт), совы, которые «не спят, капризных стерегут ребят», Туча Гора, Туша-Кутуша, крошка Вили-Винки «ходит и глядит», Тутти-Грути и другие герои воображаемого населения нашей квартиры и окрестностей. Эти персонажи существуют не для устрашения. Они просто не любят беспорядка, могут быть строгими и взыскательными.
Строка девятая (прогулочная)
Я не люблю улицу и не понимаю прогулок с утра и до обеда. Улица — потенциальный источник опасности. Понимаю, что в этом вопросе со мной можно поспорить. Если есть возможность — уезжаем подальше. Бывали на морях, реках, в лесах и полях. Ловили рыбу пятиметровой телескопичкой. Разводили костры и пекли картошку.
Сын первый раз в жизни воспользовался самолетом в трехмесячном возрасте. Но я не считаю, что такого рода достижения необходимы каждой семье. Да и море — скорее бесполезное излишество. Тем более, в столь малом возрасте. Южный климат требует серьезной адаптации.
В нашем варианте ежегодные вылазки на море продиктованы желанием видеться с бабушкой и дедом. Замечательно, что дети набираются впечатлений, это благо. Бегают счастливые под виноградными арками и играют в футбол грецкими орехами. А в Оренбурге скучают по морю и ждут лета с нетерпением, скучают, скорее, по летней воле.
Строка десятая (равноправная)
Хочется сохранить общение с детьми на равных. Иногда приходится делать над собой усилие.
Две недели я почти ежедневно предлагал сыну подстричься. Тщетно — он решительно игнорировал мои предложения. Но не посажен еще тот огород, который бы мы не обошли. Начал ровнять челки дочкам. Сыну тут же затея стрижки показалась увлекательной. Половину прически вытерпел сносно, вторую — кое-как. Усидчивость — не мужской конек.
Мы стараемся детям давать возможность решать вопросы самим. Вот В. Леви даже пропорцию некую вывел: «…примерно в 1/3 случаев уступайте своему маленькому упрямцу…» Чем-то напоминает рецепт из поваренной книги. Но иногда приходится ребенка ставить перед фактом: «Есть такое слово — «НАДО».
Строка одиннадцатая (детсадовская)
В одной из телепередач прозвучала мысль, что «детский сад — это место, где дети могут побыть в безопасности, большего требовать от сада не нужно». Я бы не исповедовал такого однобокого подхода. Здесь дети приобретают значительно больше навыков и умений, чем можно предположить.
В садике работают талантливые специалисты: педагоги, логопеды, музработники. Я благодарен их творческому потенциалу, несоизмеримому бюджетному окладу. Значимо то, что сад дает возможность посмотреть на своего ребенка со стороны. Мы ведь все эгоистично любим в детях себя. Сад в какой-то мере воспитывает и родителей, позволяет посмотреть на малыша объективнее.
Да, хочется, чтобы именно наши дети учили главные роли к утренникам. Хочется, чтобы они не конфликтовали с окружающим миром. Чем раньше придет этот навык, тем лучше. Сад — наш союзник. И во всех оценках мы отталкиваемся именно от этого умозаключения.
Строка двенадцатая (медицинская)
Лучший «друг» ребенка — доктор. Он всегда знает, каким сильнодействующим антибиотиком расшатать малышу иммунитет.
Поначалу мы даже (Господи, прости!) следовали их чуткому руководству.
Хотели бы просто не болеть. Но закаливание — дело не одного дня. Маршируем в холодных ванночках, стараемся выдерживать витаминные рационы и укрепляем иммунитет…
Строка тринадцатая (чесночная)
Чеснок — не наше ноу-хау. В каждой группе на информационных стендах висят листочки с рекомендациями «Профилактика гриппа». Черным по белому советуется использовать чесночные бусы и оксолиновую мазь.
Мы взяли на вооружение эту простую идею, но в одной из групп столкнулись с неожиданным противодействием. Да, запах чеснока не очень-то приятен, но он реально помогает не цеплять всякой заразы. Давайте водрузим, друзья, чеснок на наши знамена!
Строка четырнадцатая (возвышенная)
Скоро растает эта надоевшая жижа под ногами и рябины у сада выпустят свежую зелень. Это нечто закономерное, но неожиданно приятное. Как детство.
Все происходит так, как должно. Именно так.
Через час наши малыши проснутся и наступит утро. Мы шумно соберемся и пойдем в наш садик навстречу новому дню.
Все будет хорошо.
Насколько я помню, это вы привели цитату, когда педагогический путь Макаренко,только начинался. С начала, конечно, было тяжело, ведь это были почти, криминальные элементы. А сейчас если такой вот мальчишечка еще в садиковском возрасте провинился, ему же нельзя сказать ты был не прав, а надо сказать ты устал посиди отдохни. А потом такие деточки, громят всё вокруг, даже выпросив у женщины черешню на базаре, это детёнок, 2 лет отроду, будет ей орать, что черешня отравленная. Папаша идёт по улице, а маленький сыночек, в руках у него палка, бьёт всё на своём пути, папа молчит. Вот от такого попустительства возникают догхантеры, варвары,которым всё позволено. В нашем городе в парке зоопарка разгромили, над енотом издевались. вольер с лебедями хотели взломать, наверное по доброте душевной выпустить их хотели.
0 Ответить
Татьяна Суворова, приводить примеры можно бесконечно. Конструктивно, когда мы понимаем природу личности и строим воспитание не на страхе, а любознании. Мне очень помогла в жизни идея положительных и отрицательных подкреплений. И это работало в 30-х, будет работать и после нас. Хочется, чтобы каждому из тех, кому дано общаться с детьми, был просто мудрым человеком. С ув! Денис
0 Ответить
Вы Макаренко хоть читали ? Он в конце 20-30-x смог из беспризорников, детей оставшихся без родителей, в пору Гражданской войны, из тех, кого уже ждало криминальное прошлое создать умных, образованных имевших дружить людей. Основа его методики -коллективизм. Дети работали сообща над проектами, учились взаимопомощи и взаимоподдержки. юноши, девушки воспитанные Макаренко ни один не оказался в криминальной среде. Эти вчерашние дети показали примеры мужества и героизма на фронтах Великой Отечественной войны. И вообще почитайте не только Макаренко на Сухомлинского. А современные " горе педагоги" ведут общество в пропасть.
0 Ответить
Татьяна! Прекрасно, что Вы владеете материалом. Никто не умоляет достижений Макаренко и его воспитанников. Соревнование, взаимопомощь - это прекрасно. Злоба и рукоприкладство - плохо. И мой текст только о любви к детям.
"И вот свершилось, - пишет Макаренко, - я не удержался на педагогическом канате. В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно-веселый ответ:
— Иди сам наруби, много вас тут!
Это впервые ко мне обратились на «ты».
В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз.
Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял ее и снова надел. Я, вероятно, еще бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:
— Простите, Антон Семенович…
Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто-нибудь слово против меня — я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга. Все пять воспитанников молча стояли у своих кроватей, Бурун что-то спешил поправить в костюме.
Я обернулся к ним и постучал кочергой по спинке кровати:
— Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чертовой матери!"
0 Ответить
Денис Евгеньевич Рябцев, кстати, правильно, что врезал. Пускай "не пэдагогична", но такие детские своры уважают именно силу.
Прежде чем осудить, предложите разумный вариант, как в тех условиях, сохранить авторитет и выправить ситуацию.
0 Ответить
Денис Евгеньевич Рябцев, если позволите, в свете Вашей с Татьяной пикировки: основную проблему в интерпретации тов. Макаренко и его методики вижу в том, о чем я чуть ниже заметил: мы судим по нашим меркам, меркам сегодняшнего дня, упуская - да нет - даже не понимая тех реалий.
Те дети дей-но были другими. Беспризорниками, сорвиголовами, даже убийцами.
Мы, в 80-е были другими (когда меня ударили, а это редко, но иногда все же случалось, я был возмущен, взбешен, где-то растоптан. Но перебарывал себя).
Если же воспитатель сегодня какого-то откровенного дебошира слегка ударит, его могут и в тюрьму посадить. За "насилие над детьми".
Нельзя сегодняшней меркой мерить день вчерашний.
0 Ответить
Понравилась необычная форма изложения. И мысли.
Вопрос: а что будем делать с детсадом и школой?
А с государством что будем делать, которое тоже ведь воспитывает-ломает от колыбели и до тризны?
И все-таки, отпустить, разжать скомканные недоразвитые крыльца, чтобы как в их Европах и Америках - "ребенок - тоже личность" или все же воспитывать, дисциплинировать, научать? Свободных художников воспитывать или суворовцев во славу Отечества?
Думаю, что бы вы ни сделали, в конце мы все-равно будем недовольны.
Мало кто умеет видеть и плюсы, и минусы. Да еще на отрезке времени (например, Макаренко ведь не в застойные 80-е "ломал - не строил").
0 Ответить