Основные приметы:
- уникален, повторы исключены;
- создается фрагментарно;
- как никакой другой ориентирован на комфорт обитателей дома;
- ключевые слова — «простота» и «воспоминания».
Испортить «винтаж» непросто, но еще сложнее — создать его. И, разумеется, было бы неразумно не использовать возможности, которые «сами идут в руки».
Так, например, стиль «винтаж» буквально выручит владельца, если дом уже достаточно долго был в активной эксплуатации. Чем больше сколов на плитке в ванной и потертостей на паркете в зале предстанет взору гостя, тем явственнее проступит сущность обстановки квартиры «под старину». Даже трещины и неровности оправданны, когда они расположены на «натуральном» (побеленном известкой) потолке, где смотрятся органично и уместно.
Существуют и «неписаные законы», общепринятые правила, которым подчиняется данный стиль интерьера. В частности, здесь отдается предпочтение не столько цвету, сколько форме — преобладают нежные, «акварельные», краски. Поэтому чаще всего своеобразным «нейтральным» фоном для оригинальных вещей обстановки выступает однотонное оформление стен, пола и потолка.
Спокойная гамма всех оттенков белого — слоновая кость, кремовый, молочный, бежевый — будет в самый раз. Придутся ко двору нежно-розовый, салатный, сиреневый, небесно-голубой, то есть пастельные, «не кричащие» тона. В таких стенах хорошо думается, о многом вспоминается.
Разумеется, их не всегда красят, иногда оформляют по-другому. Но, безусловно, никогда речь не идет даже об имитации разрухи.
«Дырки на обоях»? Ни в коем случае!
Термин «винтаж» совершенно не означает — «требующий немедленного ремонта». Хотя почти всегда возникает непростой выбор: сделать ставку на капитальную переделку всего помещения или ограничиться только сменой обстановки. Зато после обновления время словно теряет свою власть над этой территорией. Оно как будто останавливается, и даже иногда — поворачивает вспять. Обитатели дома и их гости оказываются внезапно в другом десятилетии или даже столетии.
Что касается конкретно обоев, то нередко они имеют крупный рисунок с цветочными мотивами. Приветствуются виньетки, пасторальные сценки. Встречаются тонко прописанные рамочки вокруг трогательных небольших букетов, состоящих из нескольких ромашек или незабудок, перевязанных тонкой шелковой лентой с бантом. Если в стиле модерн такими обоями принято украшать только одну из стен, то винтаж допускает использование их для всего помещения. Когда позволяют средства и есть желание, используют обои из ткани: «штофные» — шерсть, шелк; джут, хлопок, полиэстер, лен, велюр, фетр.
Предметы, сделанные руками (чаще это относится к текстилю) — еще одна примета направления. Ведь добавить немного хенд мейда — тоже хорошая идея. Вещи ручной работы — беспроигрышный вариант в создании интерьера любого стиля. А что касается винтажного, он просто немыслим без лоскутного одеяла, ажурных салфеток, плетеных половиков. Тем более, как правило, есть гарантия — каждый экземпляр уникален.
И еще: в общую картину тщательно продуманного интерьера этого стиля просто необходимо привнести элементы «нарочитой случайности».
- К таковым следует отнести как бы случайно «позабытые» на рояле вещи: женский полупрозрачный шарф, розу, летнюю шляпку из светлой соломки, «перчатки с тонких пальцев без колец…»
- Или напротив — небрежно, словно «брошенный второпях» на спинку дивана, темный строгий клубный мужской пиджак с позолоченными пуговицами и обшлагами, испачканными мелом (возможно, в казино?).
К канонам относят обычно и симметричность: что справа, то и слева. Бонус при соблюдении данного правила известен. Симметричное расположение мебели плюс сложный декор стен: подобные приемы словно раздвигают стены помещения и «вытягивают» его вверх. Небольшие по метражу комнаты в стандартных квартирах благодаря этому нехитрому приему сразу наполняются воздухом и простором.
Что же касается того предмета, которому суждено выступить в роли «центра комнаты», то главное — чтобы он вызывал чувство умиления, ностальгии по давно прошедшим «замечательным» временам. На его место смело могут претендовать и прялка, и пестрый детский коврик, и катушечный магнитофон. Все, от чего может оттолкнуться разговор, стать темой, доминирующим мотивом светской или дружеской беседы.
Если в доме нет подходящих по-настоящему старинных вещей-«кандидатов», закономерно возникает животрепещущий вопрос: образно говоря, где взять «канделябры?» Антикварные лавки, блошиные рынки — вот благодатные места для раритетов. Говорят, что для поиска поистине уникальных экземпляров любители отправляются даже на городские свалки.
Однако не все люди способны на подобные «подвиги». В конечном итоге, совсем не обязательно выставлять на всеобщее обозрение по-настоящему старые предметы. Интерьер предполагает элемент игры, а значит — своеобразного «театра». Ну, а спектаклю легко прощаются условности. Поэтому экспонаты могут быть и ненастоящие.
Кроме того не следует забывать — раритеты редки, стоят немало, а желающих приобрести подобные «экспонаты» за доступную цену гораздо больше. К услугам последних те же мебельщики включили в прайс создание искусственно состаренных столов, диванов, комодов, кресел и шкафов. Царапины, следы древесных жуков, потертости (хорошо, когда видна текстура дерева) — по желанию клиента.
Особое место занимают аксессуары. Фарфоровые слоники, заботливо расставленные на «обшарпанном» комоде, открытки с красавицами в широкополых шляпах и кринолинах создают именно ту атмосферу, которую дизайнер вправе назвать «винтажный стиль». Если «безделушки» подлинные, ценные, то называются «антиквариат». Если они просто редкие, уникальные, получат статус «раритеты».
А вот набор граненых стаканов разной величины или телефон, сделанный в начале века, уже можно смело отнести к «винтажу». Содержимое бабушкиного сундука и предметы, которые, по мнению соседей по лестничной площадке, давно уже отслужили свое, тоже обязательно найдут подходящее место и украсят собой замысловатого вида этажерку или кухонную полку. Так формируется «образ роскоши и просто воспоминаний» прошедших десятилетий.
Правда, есть и вещи, которые необходимо удалить «со сцены». Общее впечатление от комнаты не должны портить «яркие акценты современности»: «навороченный» пылесос, стиральная машина с программным управлением, кухонный комбайн. Их лучше спрятать.
Важно также избегать излишеств. Конечно, самобытные, оригинальные «символы домашнего уюта» вроде вышитого вручную постельного белья; так называемые «подзоры» — связанные крючком кружева, расположенные по периметру кровати; диванные подушки вышитые болгарским крестиком; похожий на большой зонт без ручки шелковой абажур абрикосового цвета с бахромой над обеденным столом отражают тенденции моды своего времени… Однако чувство меры всегда «должно быть настороже».
Соблазн перегрузить интерьер тяжелыми люстрами, текстильными мебельными чехлами и расписными «жостовскими» подносами ни в коем случае не должен возобладать над «чувством прекрасного» владельцев дома. Потому что вышеперечисленное — «уже из другой оперы», иной стиль интерьера. Значит, главное — не переборщить, не превратить квартиру в музей. Кто же согласится жить в музее?
Винтажный стиль в интерьере дома всегда звучит камерно, деликатно. Если что-то явно не устраивает, нет гармонии, то лучше удалить какую-нибудь деталь. Убрать с глаз, например, вазу с сухоцветами, а не добавлять к уже созданному образу еще один штрих.
Есть стили, задача которых — будоражить, будить воображение, «тормошить»: «техно», «арт», «фэнтези», «индустриальный», «модерн», «космо»… Не таков винтажный. Уютный, гармоничный, «теплый». Создание интерьера в этом стиле можно сравнить со складыванием мозаики или пазла: все детали должны найти свое место, только тогда картина будет полной.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...