Легенды зеркал
Ребенок, впервые увидев себя в зеркале, удивляется. Он не сразу начинает воспринимать отражение, как свою копию. Скорее, он считает, что это — другой ребенок. И в сознании откладывается мысль, что там, за зеркальным стеклом, кто-то живет. И ребенок приходит к понятию «двойника».
Двойник — это тот, кто живет в зеркале, в зазеркальном мире. Он очень похож на оригинал, но, тем не менее — другой, обладающий самостоятельностью.
Подсознательно каждый человек чувствует себя связанным со своим двойником в зеркале. Чем-то это напоминает общепринятое представление о связи между близнецами. Так считается, что если умирает один из близнецов, то умирает и второй, или, по крайней мере, чувствует смерть первого. То же и с зеркалом: разбитое (умершее) зеркало несет несчастье и смерть своему хозяину. То есть, «смерть» зеркального двойника означает смерть оригинала.
У многих народов существовал свадебный обряд, когда жених и невеста должны были смотреться в одно зеркало, словно связь зеркальных двойников должна укрепить и благословить земной брак. Более того, у некоторых народов жених и невеста видели друг друга впервые именно отраженными в зеркале. То есть, знакомство происходило через зеркальных двойников. Считалось, что именно это должно принести удачу и счастье семье.
Мне кажется, что практически у каждого в жизни было такое: когда смотришь на свое отражение рядом с дорогим человеком и говоришь: «Посмотри, милый (-ая), как мы хорошо вместе смотримся!» И это «хорошо вместе смотримся» наполняло дополнительной уверенностью в собственных силах. А ведь это — отголосок веры в самостоятельное существование двойника, и его улыбающееся лицо доставляет радость, на какой-то момент становясь лицом постороннего счастливого человека. Независимо от возраста, мы продолжаем верить в самостоятельность зеркального отражения.
Мне вспоминается цитата: «…Скоро тебе становится так одиноко, что ты начинаешь заговаривать с ящерицами, а потом приходит время, когда они начинают тебе отвечать…» (Фредерик Браун, «Арена»). Как часто вы разговариваете с зеркалом? По утрам мы говорим зеркалу: «Привет! Что-то у тебя сегодня помятая физиономия», или «Ты сегодня неплохо выглядишь!» Вечером, глядя в зеркало, мы говорим: «Спать пора, и вид уже совершенно сонный, вон глаза сами закрываются». Казалось бы, мы разговариваем сами с собой. Но это вовсе не признак одиночества. Это — беседа со своим двойником. Может быть, когда-нибудь он ответит.
Хорхе Луис Борхес упоминает о зеркальных существах, в частности, миф о Рыбе: «В те времена, в отличие от нынешнего времени, мир зеркал и мир людей не были разобщены. Кроме того, они сильно отличались, — не совпадали ни их обитатели, ни их цвета, ни их формы. Оба царства, зеркальное и человеческое, жили мирно, сквозь зеркала можно было входить и выходить. Однажды ночью зеркальный народ заполонил землю. Силы его были велики, однако после кровавых сражений победу одержали чары Желтого Императора. Он прогнал захватчиков, захватил их зеркала и приказал им повторять, как бы в некоем сне, все действия людей. Он лишил их силы и облика и низвел до последнего рабского положения. Но придет время, и они пробудятся от этой колдовской летаргии.
Первой проснется Рыба… Затем одна за другой пробудятся и остальные формы. Постепенно они станут отличными от нас, перестанут нам подражать. Они разобьют стеклянные и металлические преграды, и на этот раз их не удастся победить. Вместе с зеркальными тварями будут сражаться водяные». (Хорхе Луис Борхес «Энциклопедия вымышленных существ»)
Тот же Кэрролл пишет: «Если распахнуть дверь в нашей гостиной пошире, можно увидеть кусочек коридора в том доме, он совсем такой же, как у нас. Но, кто знает, вдруг там, где его не видно, он совсем другой?» («Алиса в Зазеркалье»). Вот оно, вечное опасение — а вдруг зеркала только притворяются покорными и смирными? Вдруг то, что они показывают — это совсем не наше отражение?
Кстати сказать, именно на вере в то, что отражение в зеркале — двойник — это не совсем мы, основан один из методов психотерапии. Врач-скульптор создает скульптурный портрет пациента в натуральную величину, в реалистическом стиле. По мере того, как пациент узнает себя в этом скульптурном портрете, а портрет приближается к завершению, болезнь проходит. Портрет этот неуловимым образом носит на себе печать болезни, а оригинал исцеляется. Скульптурный портрет — это тот «двойник», которого больной каждый день видит в зеркале. Созданный врачом «двойник» становится «плохим» членом пары человек-отражение, а пациент — «хорошим».
Легенды говорят о том, что в старинных зеркалах заключены души всех, кто смотрелся в них. Считается, что если зеркало хранит отражение злого человека, покойника, убийцы, или «видело» сцену убийства, то оно само становится «злым». Такое зеркало всегда холодное на ощупь, перед ним гаснут церковные свечи, и оно может принести неприятности новому хозяину, вплоть до его смерти. Это зеркало нужно разбить, и только так можно избавиться от проклятия, которое в нем заключено.
Также говорят, что через зеркало можно «навести порчу». Если какой-либо человек посмотрит в ваше зеркало с пожеланиями зла, то эти пожелания могут исполниться. То есть, зеркало станет своеобразным накопителем и излучателем негативной энергии.
С помощью зеркал можно не только «наводить порчу», но и избавляться от нее. Например, если повесить зеркало в той комнате, где собираются гости, то оно заберет все злое себе. Потом зеркало следует очистить, пока оно является только накопителем, а не излучателем. Очистку рекомендуется производить холодной водой.
Еще считается, что если смотреть в зеркало, желая себе самого хорошего, заняться перед ним чем-то вроде аутотренинга, уверяя свое отражение, что оно — самое умное, самое красивое, самое-самое замечательное, то двойник, живущий в зеркале, обеспечит осуществление этих мечтаний.
Есть еще поверье, что, возвращаясь домой с полдороги, нужно обязательно посмотреться в зеркало. Это делается для того, чтобы восстановить защиту дома от посторонних воздействий, ту защиту, которую обеспечивает зеркало, отражая все негативные воздействия.
Существуют даже правила размещения зеркал в квартире. Например, любое зеркало следует вешать так, чтобы оно не «срезало» голову самого высокого члена семьи.
С помощью зеркал можно гадать. Самый известный метод — с помощью двух зеркал и свечи или с помощью одного зеркала и свечи. Святочные гадания на жениха известны с давних времен. И сейчас гадают таким образом, кто в шутку, а кто и всерьез. И даже то, что начинается как шутка, становится чем-то серьезным и настоящим, когда перед глазами в темноте разворачивается бесконечный зеркальный коридор.
Даже зарегистрированы случаи «проникновения» в прошлое и будущее с помощью зеркал. Кто-то уверяет, что видел в зеркале при гадании своего будущего мужа, кто-то — жену; записана история о том, как две девушки наблюдали в зеркале встречу императоров Александра I и Наполеона в 1807 году; рассказывают, как деревенские знахарки с помощью зеркала находят вора… В общем, эти истории почти бесконечны и столь же разнообразны, но все сводятся к одному: зеркала являются предметами, способными показать что-то неведомое, раскрыть новые знания, если с ними правильно обращаться.
Все эти таинственные свойства зеркал привели меня к мысли, которую можно назвать «Физика зеркал», и это будет изложено в следующей части.
"Ребенок, впервые увидев себя в зеркале, удивляется. Он не сразу начинает воспринимать отражение, как свою копию. Скорее, он считает, что это – другой ребенок. И в сознании откладывается мысль, что там, за зеркальным стеклом, кто-то живет."
Точно также перед зеркалом ведут себя кошки.
Бывает, что они проявляют агрессию по
отношению к своему изображению.
0 Ответить