И тут закралась у меня мысль: а ведь ещё лет 20−30 назад первое впечатление у ребёнка было бы другое. Машинка для малыша тогда была объектом приложения сил, после быстрого осмотра она сразу шла в дело: ею стучали, её катали, грызли, отламывали колёса
А нынче младенцы получают всё чаще информацию иную. И им всё сложнее отделить живое, одушевлённое, от неживого мира. Ведь машинка-то ведёт себя практически неотличимо от, скажем, жука или зайца: достаточно произвольно движется, издаёт звуки — чем, собственно, не живое существо? Это началось, конечно, уже давно, и не одно поколение приучено не считать демонами автомобили (кто помнит «Старика Хоттабыча» — показательные в этом плане книга и фильм), но до последних успехов виртуализации и «одушевления» окружающего мира нам, поколению 30−40-летних, до нынешних 5−10-летних не дотянуться.
Напрашивается вопрос — как видят мир эти самые 5−10-летние? Тут один знакомый психолог, материалист до мозга костей, пожаловался мне на «магическое мышление» нынешних детей и подростков, порой не видящих грань между реальностью и виртуальностью. К сожалению, это частенько заканчивается плачевно, так как они пытаются летать, «как Бэтмен», или делать то, что могут герои мультиков и компьютерных игр.
Однако, существует мнение иных психологов и прочих работников индустрии с приставкой «психо», что мир не так материален, и что даже законы физики писаны не для всех. И совершенно чудесные, но документально зафиксированные случаи проявления уникальных способностей, исцелений, спасений, подобных тому, о котором мне рассказывали недавно: у знакомой внучка 4-х лет отроду вывалилась из окна 5 этажа и не только осталась жива, но и травм особых зафиксировано не было… Что материалистам делать с подобными реалиями — совершенно неясно.
У меня есть ощущение, которое начало осознаваться последние лет 10, что мир, прежде застывший в «весомо, грубо, зримо» реальности, вдруг, точно пластилин на солнышке, начал «подтаивать». И как-то разделился на множество реальностей, которые, наслаиваясь, переплетаясь, тем не менее не смешиваются, точно вода в глицерине. Магия современности — виртуальность позволяет делать прежде невозможные вещи и обретать прежде невозможный опыт.
Причём, наши дети получают такой опыт с пелёнок, для них он также естественен, как для старших поколений опыты материалистические. И их, этих детей, всё больше. Каким же он будет, мир, создаваемый и осознаваемый нашими детьми?
Марина Бережнева, очень интересная тема! 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошая и проблемная статья.
Человеков стало многовато на Планете, сказок приключений не стало, телек формирует мировоззрение и поведение. Глобализация. Много у человека появилось возможностей шкодить, изучая этот мир и удовлетворяя свои интересы, не особо задумываясь о последствиях. Впечатление, что мир вокруг все стерпит. Но, как говорил. г-н Чечерин: "Всякое терпение чревато действием". Глядишь, надоест Планете этот " всемогущий Царь природы" и поменяет Она гравитационную составляющую в где-нибудь в 15 знаке... Разлила ли Аннушка масло?
Оценка статьи: 5
0 Ответить