За тысячелетия своего существования под чьей только короной и чалмой не побывал Иерусалим! На протяжении последних двух миллениумов этот необычный город является священным центром трех религий. А в центре, как известно, всегда много народа, причем по большей части — приезжего. И, конечно, случается всякое, в частности, Синдром необыкновенного города.
История появления Иерусалимского синдрома
Строго говоря, этот странный феномен известен был еще в Средние века как «Иерусалимская горячка». Об этом свидетельствует книга монаха-доминиканца из Цюриха Феликса Фабри. Совершая паломничество в Вечный город, он наблюдал необычное состояние у странников, впадавших перед святынями в религиозный экстаз, шептавших сакральные слова или круживших по улочкам.
Жертвой необычного умиления стала и Марджери Кемп, духовная писательница позднего Средневековья из Англии, побывавшая в Иерусалиме. В книге она описывает свой религиозный экстаз у церкви Гроба Господня и видение лика Божьей Матери.
Еще пару сотен лет назад Святую землю можно было назвать захолустьем. Обитала здесь немногочисленная группа евреев, да иногда забредали арабские кочевые племена. Совершенно другая эра наступила, когда появились автомобили, поезда, самолеты… Народ ринулся в Иерусалим, и Священный город стал принимать миллионы паломников и туристов. С этого времени психиатры заговорили об Иерусалимском синдроме.
Синдром необыкновенного города
В чем же заключается этот синдром? Да в том, что некоторые особо впечатлительные пилигримы, встретившись со святыми руинами, хранящими память о великих событиях, не могут выдержать это испытание. Даже люди, далекие от религии, увидев величественную панораму раскинувшегося на холмах Вечного города, ощущают душевный трепет.
А уж люди религиозные или обладающие не самой устойчивой психикой вообще впадают в экстаз, испытывают настоящий шок, и не только культурный. В состоянии нервного возбуждения психика становится чрезвычайно уязвимой.
Эти люди начинают проповедовать, пытаются совершать чудеса или отождествлять себя с библейскими героями, такими как Понтий Пилат, Иоанн Креститель, Моисей, Богородица и даже Иисус… Интересно, что стать Искариотом никто не стремится. А это говорит о том, что случаи отождествления, может, и клинические, но не безнадежные.
Если учесть, что таких случаев в год регистрируют более сотни, городским властям пришлось основать специализированную клинику «Кфар Шауль». Как и положено на Земле обетованной, лечат здесь и препровождают пострадавших домой бесплатно. Но что значит убыток от лечения сотни гостей города, если на другой чаше весов доход от миллионов туристов и паломников?
Самые известные случаи
Один англичанин, например, так был потрясен святынями, что вообразил себя царем Давидом. И вот уже много лет в белых одеждах и короне распевает псалмы и проповедует у Яффских ворот Старого города. Поет, говорят, хорошо. Туристы не без удовольствия слушают и фотографируются с ним.
А американец могучего телосложения, но с ослабленной психикой, глубоко вошел в образ библейского Самсона, вручную разрушившего храм. Повторить этот «подвиг» ему не дали и кое-как уговорили зайти в больницу. Однако врач по неосторожности сказал, что настоящий Самсон не бывал в Иерусалиме и совершал свои великие деяния в иных местах. Это вызвало у болезного очередной прилив энтузиазма. Расшвыряв санитаров, он отправился искать повод для подвигов. Взять повторно богатыря удалось лишь случайно, на автобусной остановке, применив хитрость, в чем доктора из клиники тоже большие мастера.
Что касается наших соотечественников… Любопытно, что немало русскоязычных туристов, оказавшихся в упомянутой клинике, были почитателями романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Хотя это не удивительно. Издержки советского воспитания. Ведь СССР всегда был самой читающей страной в мире, видимо, еще остались люди той закваски…
Что знают врачи
В Средневековье, чтобы вылечить страдающих Иерусалимской горячкой, их терли головой об иконы. Сегодняшние врачи подобную терапию, правда, уже не применяют. Однако научного объяснения этого феномена с тех пор так и не нашли. Современные доктора говорят о «синдроме» с неясной историей возникновения.
Психиатр из Иерусалима Яир Бар Эль описывает наиболее характерные симптомы человека, погруженного в Иерусалимский синдром:
- возбужден, старается уединиться;
- ощущает желание очиститься, отмыть себя физически и духовно — часто принимает душ и пр.;
- создает священные одежды белого цвета (часто из простыней гостиницы, в которой живет);
- при возрастающем возбуждении долго путешествует по городу и к святыням;
- начинает проповедовать или проводить религиозные ритуалы;
- ощущает контакт с божественным, хочет изменить мир, рассказать о приближении конца света и др.
Можно было бы синдром однозначно отнести к психозам. Большая часть людей, подверженных подобным симптомам, уже ранее имели психические отклонения. Однако против этого работает то, что пострадать от Иерусалимского синдрома могут и люди без каких-либо психических заболеваний.
Ну, а утешает то, что это состояние по большей части долго не длится. Возможно, действительно, во всем виновна особая святость Вечного Города?
Как бы то ни было, никто не может быть уверенным в том, что при посещении этого необыкновенного города с ним не случится Иерусалимский синдром…
"Что касается наших соотечественников… Любопытно, что немало русскоязычных туристов, оказавшихся в упомянутой клинике, были почитателями романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Хотя это не удивительно. Издержки советского воспитания." - нда-с-с-с-с... А еще эти странные люди и Пушкина читали и Есенина...
А что - нынешние русские уже ни Булгакова, ни прочих уже не знают?
...а ведь когда-то не знать Булгакова (хотя бы "Мастера и Маргариту") было признаком крайней необразованности...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Игорь Вадимов, Издержки советского воспитания." - это попытка ироничной оценки происходящего Видимо, неудачная. поскольку вы не поняли .
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Рискну предположить, что некоторым гражданам просто очень хочется сделать свой визит в Иерусалим запоминающимся. Ну, побывал человек во многих интересных городах с богатой историей, увидел достопримечательности, сфотографировался, а тут нужно, чтобы присутствовало некое чудо. Вот и изображают это чудо так, как могут его изобразить. Чудят да и только.
Оценка статьи: 5
2 Ответить