В петровское время начинается переход от образа Марфушеньки к Настеньке, если вспомнить героинь известной сказки режиссера Александра Роу. Макияж становится сдержанней, естественней. А этому причиной стал костюм!
В 1700 году Петр I издает указ «О ношении венгерского платья». Через два года венгерская одежда монарху разонравилась, и в декабре 1701 года он издает новый указ «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви».
До сих пор не стихают споры о целесообразности копирования европейских традиций и в этой области, но объективно костюм меняется — на смену многослойной, глухой одежде приходят открытые платья. Теперь женщины открывают и зону декольте, и руки, и спину. Если в прежнем платье передвигаться стоило неспешно, то теперь движения становятся все активнее.
Большой слой пудры и белил, нанесенный только на лицо, контрастировал с другими, видимыми, частями тела, а жестикулировать, играть богато напудренными плечами невозможно. Да и разорительно тратить на руки и спину так много косметических средств. Макияж становится более прозрачным, естественным, он начинает подчеркивать различия, а не сходство, работать на индивидуальность.
В допетровское время в макияже присутствовали три цвета: белый, красный, черный, пришло время разнообразия. Глаза подчеркивали синей, лиловой, зеленой подводкой. Пудра больше не напоминала муку, появляются розовые, золотисто-бежевые оттенки. Сурьма теряет свою интенсивность. Косметика ароматизирована, теперь она учитывает все многообразие вкусов и желаний клиентов.
Мода на косметику обрушилась и на мужчин, теперь и они белились, румянились, пудрили парики, подводили глаза.
Немало этому способствовали и маскарады с переодеванием, ставшие популярными в годы царствования Елизаветы Петровны. Эпоху Елизаветы называют временем «тирании моды», императрица вошла в историю как диктатор, продвигающий западные манеры.
Интересно, что косметические процедуры, входившие в обиход, были тесно связаны с личностями императриц.
Анна Леопольдовна, царствовавшая всего год, любила праздность и чтение книг. Ее не интересовали различные ухищрения, кроме солнечных ванн. В хорошую погоду на балкон Зимнего дворца устанавливалась кровать, отгороженная от случайных взглядов ширмами.
А Елизавета Петровна, пренебрегавшая режимом дня, нуждалась в процедурах по восстановлению цвета лица. Входят в моду маски из измельченной капусты и огурцов, смешанных с яблочным соком и медом. С пигментными пятнами и появляющимися морщинами императрица боролась с помощью того же огурца.
Мобильная, энергичная Екатерина II ввела моду на криопроцедуры. Утром она протирала лицо замороженным отваром петрушки. Днем наносила маски, в состав которых входила капуста, земляника, ржаная мука, мед и др. После снятия маски протирала лицо лосьоном на основе жирных сливок.
Скрабы, питание волос, уход за телом — все это делала и сама императрица, и рекомендовала подданным.
В эпоху Екатерины в России работало 4 крахмальных и пудренных завода и 5 румянных. В лавках торговали как отечественной, так и привозной косметикой. Пуд пудры стоил 10−12 рублей. Стали переводиться первые книги о косметических средствах, в числе которых и «Дамский туалет, содержащий в себе разные воды, умывания и притирания для красоты лица и рук, порошки для чищения зубов, помады для губ и проч.».
В начале XIX века косметика стала сдавать позиции, вошла в моду бледная томность. Теперь яркие румяна и контрастные брови — признак крестьянки, а тонкая натура должна быть прозрачной. Румяна изгнаны, пудры использовали совсем мало, предпочитая светлые оттенки, губная помада — только нежных цветов. Настоящую войну объявляют пигментным пятнам, веснушкам, лицо должно стать безупречно бледным и ровным.
А в конце XIX, начале ХХ века яркий макияж вдруг возвращается. Румяна, карандаши для подводки глаз, даже баночки с голубой краской для прорисовки вен.
Мода менялась во все времена, каноны женской красоты никогда не были незыблемыми, но незыблемым остается желание каждой женщины чувствовать свою привлекательность.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...