Позднее пост вошел во все монастырские уставы, и все учителя Церкви, святые отцы, считали пост важным элементом аскетизма. Но пост — это не только ограничение в пище, отказ от мясного, молочного, масла и вина. Пост — это самоограничение и борьба со страстями, искушениями, и, конечно, примирение с врагами и прощение обид. «Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. „Не в судах и сварах поститеся“. Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах», — пишет Святитель Василий Великий.
Итак, вы решили поститься. Лучше начать с малого. Со среды и пятницы каждой недели. Среда — день, когда Иуда предал Христа, поэтому христиане в этот день держат пост. Пятница — день распятия и смерти Христа — причина, по которой христиане придерживаются поста, тоже понятна. Пост в среду и пятницу отменяется в так называемые «сплошные седмицы» — неделю после Рождества Христова, в неделю Мытаря и фарисея, на Масленицу, в неделю после Пасхи и в неделю после праздника Троицы (Светлая седмица и Троицкая соответственно). Существуют и однодневные посты в день усекновения головы Иоанна Предтечи, Воздвижения Креста Господня. Существуют еще сочельники — дни перед Рождеством Христовым и Крещением.
В православии есть и четыре многодневных поста. Рождественский — перед Рождеством Христовым, длится 40 дней. В этот пост разрешено есть рыбу (кроме среды и пятницы). Великий пост — перед Пасхой, длится 46 дней, он самый строгий, не разрешается рыба и даже растительные масла (кроме праздников Благовещения и Входа Господня в Иерусалим). Петров пост — перед днем апостолов Петра и Павла, длится от трех до четырех недель. Разрешается рыба, опять же кроме среды и пятницы. Успенский пост — перед праздником успения Богородицы, длится 13 дней. Этот пост сродни Великому посту и так же строг.
Недопустима также неумеренность в посте. Не одобряется самовольное усугубление и ослабление поста. Неумеренность может привести к упадку сил, в этом случае человек не может выполнять свои повседневные и духовные обязанности. «Как должно остерегаться от пресыщения, точно так должно остерегаться и от излишнего воздержания. Излишнее воздержание ослабляет тело, уничтожает в нем бодрость и свежесть, необходимые для трезвения», — говорит святитель Игнатий Брянчанинов.
О важности соблюдения постов говорят не только святые отцы, но и сам Бог. Адаму и Еве было запрещено есть плоды с древа познания. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Бытие 2:16−17)
Христос заповедовал своим последователям поститься без лицемерия и почти тайно от окружающих. «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф. 6, 14−18).
Очень полезная статья, одно только замечание:
Адаму и Еве было запрещено есть плоды с древа познания.
Это же не пост, а проверка БОГОбоязненности. Сказано нельзя - не трожь. А у поста другое немного предназначение - исцелить, помочь телу и душе, дать им отдых, дать мыслям верное направление.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анна Новая, о посте подробно сказано в 58 главе пророка Исайи2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:
3 "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;
11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
(Ис.58:2-11)
0 Ответить
У поста та же задача - проверить готовность к послушанию, к жертве.
0 Ответить
Ирина, не спорю, пост, как и любое религиозное действие - это прежде всего послушание, смирение.
Но случай в Раю - это как квинтэссенция послушания - в его чистом виде без вопросов "а почему?"
А в отношении поста можно задать такой вопрос и сам процесс объяснить. Это хоть все о том же, но с несколько иным значением.
Оценка статьи: 5
0 Ответить