Калиги и кальцеи
Дело в том, что калиги сильно походили на сандалии. В них так же обильно использовались ремешки (только здесь они опоясывали ногу до голени), а носок часто оставался открытым.
Именно благодаря этой солдатской обуви император Гай Юлий Цезарь Август Германик получил своё прозвище «Калигула». Дело в том, что отец частенько брал будущего императора в военные походы на германцев, для чего мальчику пошили некий детский вариант калиг. Вот солдаты любя и прозвали мальчонку Гая «сапожком», хотя тому это крайне не нравилось.
Воины любили украшать калиги гвоздями (у высших чинов они были из золота или серебра), которыми также подбивали подошву. При этом у каждого легиона гвозди на подошве образовывали уникальный узор, позволяющий коллегам определять по следам, кто здесь проходил. Эту практику широко использовали ещё греческие гетеры. Правда, узоры на земле они оставляли более фривольные — вроде надписи «Иди за мной» (такая себе первая эротическая реклама).
Калиги продержались в истории обуви довольно долго и стали любимой обувью пилигримов (помните «каликов перехожих» из русских былин?).
На калиги была похожа другая римская обувь — кальцеи, кожаные сапоги высотой до лодыжек. Право их носить имели только римские граждане. Статусность определял цвет: обычные граждане носили чёрные кальцеи, аристократы — красные с серебряными пряжками, а император — пурпурные (выражение «надеть пурпурные башмаки» означало «воссесть на трон»).
Сафьяновые сапожки
Что касается Древней Руси, то там из всех видов сапог наиболее ценились сафьяновые — сделанные из продублённой козлиной кожи и часто окрашенные в красный цвет (недаром слово «красный» в те времена означало «красивый»). Сафьяновые сапожки долго были самым модным обувным трендом у знатных женщин и вышли из обихода лишь после того, как Пётр I решил переодеть российскую аристократию на западный манер.
Ботфорты
Главными популяризаторами высоких сапог как на Востоке, так и на Западе, были конные воины. В XVII веке любимой обувью французских кавалеристов стали т.н. ботфорты (от фр. bottes fortes — «высокие сапоги»). Голенища ботфорт достигали колена, а сама область колена прикрывалась клапанами — раструбами.
Сапоги были очень жёсткими и практически не гнулись, поэтому придавали всаднику устойчивость в седле и вдобавок хорошо защищали ноги от сабельных ударов. Кроме того, широкие раструбы можно было использовать и в качестве тайника для разных вещей.
Первыми популяризаторами ботфорт как придворной одежды стали два короля — французский Генрих IV и английский Карл I. У последнего на это были личные причины. Из-за рахита у Карла болели суставы ног, поэтому он с детства оценил «несгибаемость» ботфорт и носил их постоянно.
Как только ботфорты вошли в придворную мужскую моду, их тотчас стали богато декорировать. Края раструбов украшали кружевом и эффектно отгибали вниз, демонстрируя красную шёлковую подкладку.
Среди российских монархов первым поклонником ботфорт стал, конечно же, Пётр I. Говорят, что их в шутку носила под платьем даже императрица Екатерина II. Но настоящая история женских сапог-ботфорт начнётся намного позже.
«Веллингтоны» и резиновые сапоги
Когда у Веллингтона спросили, что он считает важнейшей частью солдатского обмундирования, он ответил: «Во-первых, это пара хороших башмаков; во-вторых — вторая пара хороших башмаков; а в-третьих — запасная пара подметок.
© Сесил Вебб-Джонсон
Однажды полководец герцог Веллингтон решил сменить свои старые ботфорты на сапоги более красивые и удобные. Лондонский сапожник Хоуби учёл пожелания герцога. Он выбрал для новых сапог более мягкую и облегающую кожу, а также уменьшил высоту каблука и голенищ. В таких сапогах и в бою удобно, и на приёме не стыдно.
Имя героя битвы при Ватерлоо стало для сапог лучшей рекламой. В первой половине XIX века их носили не только солдаты, но и такие модники, как денди. Более того — некоторые дамы 1840-х годов не стеснялись надевать «веллингтоны» под платье и даже посещать в таком виде оперу.
Похожий «патриотизм» проявят и русские женщины во время Первой мировой войны.
Генерал
А. А. Брусилов :
«К 1917 г. чуть ли не все население России ходило в солдатских сапогах…».
«Веллингтонам» будет суждена долгая жизнь. И хотя их материал вскоре станет совсем другим — кожу сменит резина, но название (Wellington boot) и общий фасон останутся прежними. Ведущим производителем «веллингтонов» в Англии станет фирма Hunter.
Водонепроницаемость и достаточно высокое голенище резиновых сапог быстро сделало их популярными в среде фермеров, охотников и рыбаков. А с началом Первой мировой войны — и в среде солдат, которые проводили большую часть времени в затопленных окопах.
В 1920−30-х годах массовое производство резиновых сапог начинается и в СССР. Учитывая состояние дорог в стране, это было правильное решение.
В 1950-е годы Хрущёв даже настаивает, что резиновые сапоги — скромные, практичные — и есть тот самый «стиль социализма». И хотя они остаются в советской моде вплоть до 1970-х годов, люди начнут отдавать предпочтение кожаной обуви. Ну, а сапоги из резины вернутся к той точке, откуда начали, и останутся прежде всего спецодеждой.
Кирзовые сапоги
Кирзовые сапоги (вместе с портянками) хорошо знакомы солдатам как советской, так и российской армии.
Столь завидной живучестью кирза обязана своей дешевизне в сочетании с замечательными физическими качествами.
Первые попытки создать материал, заменяющий дорогую кожу, относятся ещё к началу ХХ века. Именно тогда Михаил Померанцев начал работу над особым раствором, которым можно было бы пропитать многослойную ткань, сделав её одновременно непроницаемой для воды и проницаемой для воздуха. Однако идея Померанцева встретила сопротивление со стороны буржуев, производящих кожу (как говорится, ничего личного).
К разработкам подобного материала вернулись лишь в 1930-е годы. Не всё получилось сразу: первая кирза, созданная на основе пропитки из искусственного каучука, часто трескалась. Лишь в критическом для страны 1941 году учёный Иван Плотников добился поставленной цели и кирзовые сапоги стали производиться в массовом масштабе. Заслуги Плотникова были высоко оценены государством, и уже в 1942 году учёный получил Сталинскую премию.
Всё получилось по слогану : Не можно впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Оценка: 5