Социальная деградация молодых людей приняла в этой стране столь опасный характер, что медики там говорят на полном серьезе о появлении нового психического отклонения. И даже дали ему термин — хикикимори.
Суть «ненормальности» заключается в том, что подростки сами ограничивают себя в контактах со сверстниками, с родителями, прочими людьми. Мальчик или девочка не желают сутками выходить из своей комнаты, запираясь в ней изнутри. У них ярко выражено стремление к одиночеству. Из комнаты ребенок выходит только в случае крайней необходимости — поесть и справить нужду.
При этом медицинские тесты показывают, что никаких физических отклонений в развитии ребенка нет и он вполне здоров. Но вот на психическом уровне не все нормально.
Социальная самоизоляция может продолжаться несколько недель и даже месяцев. Но внешне подросток совсем не похож на человека, страдающего от депрессии. В чем же тогда дело?
Вопрос этот в стране Восходящего солнца приобрел статус проблемы. В летнее время, когда в школах нет занятий, на улицах не видно подростков. По разным оценкам психологов, сами себя в этот период года «запирают» около миллиона мальчиков и девочек.
Чем же они занимаются в своих комнатах-тюрьмах? Анонимные опросы показали, что преимущественно играми на компьютере и просмотром телевидения.
В ходе анализа феномена были выделены факторы, способствующие появлению такой социальной болезни, как хикикимори. Как известно, в Японии чрезвычайно высокий, нервный ритм жизни. Он проявляется суетливостью, торопливостью по поводу и без повода, боязнью что-то забыть, опасением не успеть… Этот комплекс давит на нервы японцам всю жизнь. Отсюда у родителей стремление оградить ребенка от жизненных проблем. А оградить можно только одним способом — не выпускать из дома или квартиры на улицу.
Подросток привыкает к излишней родительской опеке, и у него формируется комплекс своей неполноценности для современного темпа жизни. Страх перед тем, что на улице что-то может случиться неприятное и даже жестокое, давит на психику ребенка. И он выбирает самый простой способ защиты — сидит сутками дома. Благо, что поесть-попить дадут родители, а с друзьями можно пообщаться в Интернете или по мобильному телефону.
Летнее «затворничество» детей закрепляется в их характере по мере взросления. Молодежи с тягой к социальной самоизоляции очень сложно потом «вписаться» во взрослую жизнь. Юноши и девушки, получив после школы специальность, ищут работу, где можно трудиться в домашних условиях, пользуясь Интернетом. Незаметно, но верно они потом теряют способность контактировать между собой в реале, подменяя все онлайн-общением.
А это породило в японском обществе уже другую сложную проблему — демографическую. Меньше заключается браков. Стала падать рождаемость.
На подходе и третья проблема. Инфантильность молодежи обернулась тем, что малопривлекательным стал для нее реальный секс. Он все чаще подменяется интимным онлайн-общением. По опросам среди лиц в возрасте до 25 лет, выяснилось, что с начала половой жизни частота реальных актов между партнерами в среднем с двух в неделю сходит потом до одного в месяц. При этом 30% ответили, что им вполне хватает интимного общения в Сети при наличии веб-камеры.
Если есть на свете какое-нибудь явление, вроде гомосексуализма, самоубийств или хикикимори, как следствие, то у него есть и причины, приведшие к нему. Недостаточно его просто осудить. Важно понять первопричины.
Японское общество - общество потребления и жесточайшей корпоративной этики, когда личные интересы подчинены интересам "партии" - корпорации, в которой ты работаешь. А также социуму, в котором ты живешь.
Хикикимори молодежи можно рассматривать как тихий вызов обоим, когда социальные (и корпоративные) связи и взаимоотношения сводятся до минимума, а жизнь до элементарной простоты.
Это и есть своего рода молодежное отшельничество. Как когда-то отшельник уходил
в пустошь, ел саранчу и читал Писание, так сегодня японская молодежь уходит в свои комнаты, сидит на форумах и питается гамбургерами.
1 Ответить