Спектр профессиональных заболеваний водолазов весьма широк.
При погружении с аквалангом возможно получить «местный обжим». Маска на глубине под давлением давлением воды сильно давит на лицо. Необходимо при первых признаках давления выдохнуть немного воздуха носом — в маску. Если не обратить внимания на неприятные ощущения — возможны синяки на лице и в глазах сосудики могут полопаться. Не страшно, но неприятно. Для профилактики после возвращения на поверхность лучше обратиться к врачу.
Если водолаз перед погружением долго жарился в своем гидрокостюме на солнце в жару, то при попадании в воду могут развиться симптомы перегрева, а именно — сначала головная боль, затем тошнота, в случае сильного перегрева возможна потеря сознания. Бедолагу надо достать из воды, дать ему много питья и поскорее доставить в больницу, пусть профессионалы разбираются, нет ли тут чего-то еще кроме перегрева.
Если водолаз долго работал в прохладной воде, есть опасность переохлаждения. У него начинают неметь конечности, его бьет сильный озноб. При продолжении переохлаждения возможна потеря сознания. Водолаза необходимо доставить на борт, освободить от гидрокостюма, растереть, дать теплое питье и срочно доставить в больницу. Ибо профессионалам разобраться в причинах плохого самочувствия намного легче, тем более — в условиях больницы.
При погружении с аквалангом, если у человека простуда или какое-то заболевание среднего уха, легко можно получить при всплытии или погружении баротравму уха — потребуется вмешательство врача-специалиста. При изменении давления человек ощущает боль в ушах. Если не получается «продуться» — лучше прервать погружение, в противном случае боль в ушах может резко прекратиться, а ей на смену придут ощущение холода в ухе или шум, возможны тошнота и головокружение. Если это произошло, надо выходить на поверхность и срочно обращаться к отолариногологу — возможно, произошло повреждение барабанной перепонки.
Иногда аквалангиста начинает тошнить, у него болит голова, дышит он часто и поверхностно, его обливает сильный пот. Возможная причина — плохой воздух в баллоне. Может быть отравление углекислым или угарным газом. Надо немедленно вылезать из воды, обеспечить дыхание чистым кислородом из баллона и как можно скорее доставить человека в больницу.
Если в баллоне повышенное содержание углекислого газа, то, возможно, достаточно будет длительного дыхания кислородом. А если в баллоне был угарный газ, то понадобится чистка крови, ведь угарный газ губит гемоглобин, и способность крови переносить кислород резко уменьшается — необходимо срочное врачебное вмешательство.
Это случай аварийности из-за разгильдяйства. Баллоны следует заполнять воздухом только в проверенных и сертифицированных заправочных станциях, ибо любая мелкая ошибка при заполнении баллона при погружении может оказаться смертельно опасной.
При погружении на большую глубину возможно отравление кислородом — если в воздушной смеси больше кислорода, чем положено быть в смеси при данном давлении. Сначала водолаз чувствует шум в ушах, потом зрение становится туннельным. Потом начинаются судороги, и если он погружается без напарника, дальше его ждет смерть.
Напарник должен помочь товарищу с признаками кислородного отравления — необходимо подняться на несколько метров, пока не кончатся судороги. Все это время надо придерживать во рту пораженного товарища загубник легочного автомата, иначе он просто выронит его и захлебнется.
После исчезновения признаков отравления необходимо прервать погружение, подняться со всеми необходимыми для декомпрессии остановками наверх и ехать в больницу для осмотра и возможного лечения.
Также при погружении на глубины от 45 метров возможно азотное отравление. При этом отравленный вначале испытывает эйфорию. Потом, по мере нарастания отравления, начинаются шум в ушах, страх и симптомы, похожие на алкогольное опьянение. Один испытатель, являющийся экспертом и в погружениях, и в водке, сказал, что ощущения, которые он получил в барокамере от погружения на 75 метров, схожи с ощущениями от 150 граммов водки.
Пьяный на глубине свыше 45 метров — потенциальный покойник. Поэтому при первых признаках азотного отравления необходимо подняться на несколько метров и не пытаться продолжать погружение. По возвращении на поверхность желательно обследоваться у врача.
На этапе всплытия с серьезной глубины водолазам угрожают опаснейшие последствия погружения — баротравма легких и кессонная болезнь.
Баротравма легких происходит, если водолаз поднимается слишком быстро. При этом расширяющийся от падения давления воздух в легких рвет легочные ткани. Травма опасна для жизни. Пострадавшего надо немедленно поместить в барокамеру, обеспечив давление, которое было на погружении. Далее все делать строго по указаниям врачей-специалистов.
Такие баротравмы бывают, если человек задержал дыхание при подъеме. Если вдруг он при подъеме начал кашлять — надо остановиться на этой глубине и прокашляться, пока кашель не прекратится. Иначе на поверхности человек начнет кашлять кровью, потом — красная пена на губах и смерть. Такие баротравмы очень опасны.
Но не менее опасна и кессонная болезнь (ДКБ — декомпрессионная болезнь). Чаще всего именно кессонка заставляет водолаза перестать ходить под воду, а возможно — и сменить профессию. Вначале она не дает сильных симптомов, но через какое-то время здоровый мужчина разом становится полупарализованной развалиной, инвалидом, если остается живым.
При погружении на большие глубины водолаз дышит сильно сжатым воздухом. Азот из дыхательной смеси растворяется в крови и в тканях организма. А при понижении давления, если это происходит слишком быстро и он не успевает уйти естественным путем, этот азот становится лишним — и в крови, тканях, суставах человека появляются газовые пузырьки.
В зависимости от тяжести поражения может проявиться узор на коже, похожий на рисунок мрамора, а при надавливании на него ощущается похрустывание. Или, если кессонка проявляется в серьезной форме, ломят суставы, немеют руки и ноги, в особо сильной форме — паралич или даже смерть от эмболии.
Возможна потеря ориентации и тошнота, если поражены органы слуха.
При не фатальных поражениях необходимо производить дыхание чистым кислородом и как можно быстрее поместить человека в барокамеру, где специалисты по кессонной болезни, оценив состояние пораженного, выбирают график снижения давления и лечение.
При тяжелом поражении возможна смерть или необратимая форма паралича нижних конечностей и инвалидность. В любом случае дальнейшая работа водолазом для заболевшего остается под большим вопросом, это будет оценивать специальная медкомиссия по результатам лечения. Более вероятно, что заболевший глубоко под воду более опускаться не сможет.
Танки грязи не боятся, да. Но мы-то — не танки. Даже крутым мужикам надо очень тщательно соблюдать требования техники безопасности. Особенно при погружениях на большую глубину.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...