Авторы множества книг пытаются разобраться в причинах взрывов на борту лодки, восстановить хронологию событий, предшествующих трагедии. Но рассматривая только техническую сторону вопроса, мы невольно забываем, что все-таки душой любого корабля является его экипаж. У каждого из моряков была своя жизнь, свои планы на будущее. Все это враз оборвалось…
Буквально через год после трагедии в свет вышла книга Н. Черкашина «Унесенные бездной. Гибель «Курска», где автор собрал материал о возможных причинах катастрофы, пообщался с людьми, так или иначе участвовавшими в поисково-спасательной операции. Но самое главное — автор пообщался с родственниками погибших моряков. Их воспоминания, на мой взгляд, бесценны.
В главе «Осколки судеб» Николай Андреевич пишет о жизни некоторых членов экипажа на суше.
Главный корабельный старшина Вячеслав Майнагашев так и не успел жениться. Из похода его ждала невеста.
Максим Боржов, торпедист, один из самых молодых членов экипажа. У матери на память осталось его последнее письмо, где он восхищался кораблем и просил родителей не беспокоиться о нем.
Александр Неустроев, старшина 1-й статьи, рано остался без отца. Он признавался матери, что командир корабля был ему, как отец. Однажды Александр с другом спас мальчика, тонущего у причала, за что получил благодарственное письмо.
Сергей Логинов очень ждал сына, но так и не увидел его. Мальчик родился через 2 месяца после гибели отца.
Мичман Сергей Грязных погиб в день рождения жены. Его тесть строил «Курск». Остался маленький сын.
Руслан Гряничев должен был закончить службу в ноябре 2000 года. Осталась тяжелобольная мать.
Мичман Яков Самоваров, по воспоминаниям невесты, в одном из писем описал свою смерть. Может, это было предчувствием?
Отец Максима Сафонова чуть не умер во время службы в храме. У него случилась клиническая смерть, но его спасли. Автор книги пишет, что хоть во время остановки сердца отец смог повидаться с умершим сыном.
Тяжелобольная мать Виктора Кузнецова не выдержала удара, умерла через несколько недель после гибели сына. Так совпало, что хоронили мать и сына в один день. Они встретились, но ненадолго. Похоронили их на разных кладбищах.
Виктор Свечкарев, старший мичман, подменял коллегу. И эта замена оказалась фатальной.
Были на борту и штатные сотрудники завода «Дагдизель». Они прибыли в командировку для проверки качества торпед. Решили отправиться в море вместе с экипажем. В этом плане их судьба особенно трагична.
Мать Мамеда Гаджиева страдала вдвойне. Она пыталась всем доказать, что ее сын не причастен к трагедии «Курска». В те годы к лицам кавказских национальностей относились очень настороженно.
А капитан-лейтенанту Дмитрию Колесникову и командиру корабля Геннадию Лячину посвящены отдельные главы: «Митина любовь» и «Последний командир «Курска».
У каждого из членов экипажа на суше была своя жизнь. Но всех их объединила служба на «Курске». Именно на его борту они нашли смысл своей жизни. Для них это был другой особый мир. В письмах родным они восхищались боевой мощью подводной лодки. Одна из жен вспоминала, что даже неосознанно ревновала мужа к субмарине, как к любовнице.
В начале своего повествования Николай Андреевич вспоминал и о своей службе на Северном флоте. Однажды случилась авария с одной из подлодок. По телевидению кратко об этом рассказали, не уточнив название. Родители писателя сходили с ума в неведении, опасаясь, что это могла быть лодка, на которой служил их сын. Они успокоились только тогда, когда Николай Андреевич приехал в отпуск.
В одной из глав автор описывает очень тяжелый момент… Через некоторое время после трагедии он приехал на встречу с Главнокомандующим ВМФ России в те годы Владимиром Куроедовым, но разговора так и не вышло. Войдя в кабинет, автор увидел, что тот пересматривает видеокадры подводной съемки отсеков корабля. Увидев обгоревший сидящий труп Дмитрия Колесникова, Куроедов нажал на стоп. Наступила тяжелая пауза. По словам автора, это было похоже на немой доклад капитан-лейтенанта Главнокомандующему. Николай Андреевич тихо удалился.
Отдельная глава посвящена службе на флоте командующего Северным флотом Вячеслава Попова. Из слов автора следует, что этот человек прошел огонь и воду. О всех тяготах подводной службы он знал не понаслышке. И его тоже не раз провожали родные в боевые походы, не зная, вернется ли он. Николай Андреевич отмечает, что это единственный человек, который лично попросил прощения у родственников погибших за то, что не уберег моряков.
Одной из самых пронзительных глав является «Венок на воде». В ней автор собрал стихи, написанные простыми людьми. Эти незатейливые строки пронизаны неподдельным горем. Читая их, понимаешь, что их авторы не смогли остаться равнодушными. Они пропустили горе через свою душу, скорбели вмести с родственниками погибших моряков. Воистину говорят, что общая беда сближает людей!
Все члены экипажа подводной лодки «Курск» на берегу вели разный образ жизни: любили, женились, растили детей. Но объединила их любовь к морю, любовь к своему кораблю. В один холодной августовский день бездна решила больше не отпускать моряков к их родителям, женам и детям. Так подводники честно и до конца исполнили воинский долг и навсегда обвенчались с глубиной…
Помню, как узнали о трагедии. Как ждали новостей, не отходя от телевизора. За каждое слово цеплялись, всё надеялись: а вдруг хоть кто-то остался живой...
Увы, надежды оказались лишь надеждами.
Светлая память ушедшим от нас морякам...
Оценка статьи: 5
0 Ответить