Но вряд ли об этом знали во Франции в середине ХVIII столетия. А ведь именно тут в 1750 году знаменитый Амьенский университет объявил конкурс на самый жизнеспособный проект по соединению берегов Англии и Франции.
К этому моменту былые распри между двумя соседними странами ушли в прошлое, и они активно сотрудничали в торговой и технической сферах.
Конечно, конкурс 1750 года закончился неудачей в том смысле, что не было на тот момент ни механизмов, ни технологий для осуществления грандиозного проекта. Да и что могли предложить соискатели? Гигантские паромы? Уникальные быстроходные корабли? Необыкновенно длинный мост? Ведь в ту пору ещё и воздушных шаров-то не было!
Прошло полвека. Во Франции к власти пришёл Наполеон, человек довольно передовых взглядов. Ему также в 1802 году предложили проект соединения двух стран.
- Если говорить коротко, проект представлял собой туннель, внутри которого могли бы двигаться кареты и тяжёлые подводы. Для освещения длинного туннеля предполагалось установить газовые фонари на всём его протяжении.
Неизвестно, одобрил Наполеон упомянутый проект или нет. Во всяком случае, к работам не приступали.
В 1803 году был предложен ещё один проект, предусматривающий прокладку по дну залива туннеля из чугунных труб соответствующего диаметра. Впрочем, и это предложение не нашло должного отклика.
С развитием техники варианты соединения Англии и Франции усложнялись. К примеру, в 1875 году появился на свет интересный проект железной дороги по дну Ла-Манша. Передвигаться по этой дороге должен был герметизированный локомотив-вагон.
Надо заметить, что описываемый проект был достаточно тщательно прорисован и обоснован. Однако в итоге власти обоих стран сошлись на том, что их государства соединит огромный подводный тоннель. Благо в конце ХIХ столетия для этого уже имелись многие технические предпосылки.
В общем, в 1880 году, 16 июля крупная (на тот момент) английская железнодорожная компания купила участок в соответствующем месте. Англичане стали после необходимых изысканий бурить туннель диаметром 2,8 метра. Совсем небольшой размер, если смотреть с позиций сегодняшнего времени.
Французы, которые о проекте, разумеется, знали, со своей стороны приступили к строительству.
Интересно, что когда была готова первая шахта, не кто иной, как принц Уэльский велел устроить на её дне банкет по случаю начала грандиозного строительства!
Дело медленно продвигалось (всё-таки на дворе был конец ХIХ столетия), и с обоих сторон суммарно выкопали почти 2 км (1840 метров, если говорить точнее), как вдруг английское министерство обороны стало рьяно бороться против стройки.
Военные выдвигали вроде бы понятные аргументы: мол, по дну туннеля можно будет успешно напасть на Англию в случае войны. До наших дней даже сохранился рисунок: сотни воздушных шаров и кораблей атакуют Англию через Ла-Манш, по дну которого через туннель движется пехота и повозки.
В общем, проект заморозили. Прошло ещё полвека и даже более, и вот уже Уинстон Черчилль в 1954 году объявил, что лично он, как премьер-министр, не имеет возражений против строительства туннеля.
Однако лишь в 1965 году, после необходимых изысканий, рабочие спустились в заброшенные шахты, которые пришлось основательно расширять и укреплять.
Впрочем, даже в те годы что у английского, что у французского правительств имелись другие заботы. По этой причине (ну, и ещё из-за недостатка финансирования) в 1975 году работы в туннеле вновь свернули.
И лишь в 1986 году на английской стороне началась-таки прокладка железнодорожного туннеля, который имел две галереи для поездов и одну галерею между ними для обслуживания.
А через восемь лет, в 1994 году, туннель торжественно открыли, завершив более чем столетнюю историю строительства.
Таким образом, попытки соединить Англию и Францию надёжным транспортным коридором растянулись почти на 250 лет…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...